ФЕСКА — это… Что такое ФЕСКА?
Феска — или фес головной убор в Османской империи, странах северной Африки и др.; представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или черной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью. Имеет первоначально византийское… … Википедия
феска — фес, фесочка, шапочка Словарь русских синонимов. феска сущ., кол во синонимов: 4 • убор (133) • фес (2) … Словарь синонимов
феска — ФЕСКА, и, ж. 1. Милиционер. 2. Т. н. «лицо южной национальности». У фесок ничего не покупай. Общеупотр. «феска» головной убор в некоторых странах Ближнего Востока … Словарь русского арго
ФЕСКА — (Фес) (от названия г. Фес в Марокко) мужская шапочка из красного фетра или шерсти в форме усеченного конуса, обычно с кисточкой, в странах Сев. Африки и Передней Азии, в некоторых районах Албании и Греции … Большой Энциклопедический словарь
ФЕСКА — ФЕСКА, и, род. мн. сок, жен. Шапочка в виде усечённого конуса с кисточкой, головной убор в нек рых странах Ближнего Востока. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Феска — ■ Необходимая принадлежность кабинетного учёного; придаёт лицу величественное выражение … Лексикон прописных истин
ФЕСКА — (от назв. г. Фес в Марокко), мужская шапочка из шерсти в виде усечённого конуса с кисточкой у народов Ближнего Востока, Северной Африки и Балкан … Этнографический словарь
феска — (от названия г. Фес в Марокко), мужская шапочка из шерсти в виде усечённого конуса с кисточкой у народов Ближнего Востока, Сев. Африки и Балкан … Энциклопедия «Народы и религии мира»
феска — ФЕС а, м., ФЕСКА и, ж. 1. Жесткая без полей шапочка в форме усеченного конуса с плоским дном, нередко украшенным кистью. Название от г. Фес (марокко), крупнейшего центра производства Ф. Марокканская Ф. обычно красного цвета, с золотой кистью. В… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
феска — и; мн. род. сок, дат. скам; ж.; ФЕС, а; м. [тур. fes] В странах Северной Африки и Передней Азии: мужская шапочка из фетра или шерсти в форме усечённого конуса, обычно с кисточкой (является принадлежностью национального костюма в некоторых районах … Энциклопедический словарь
История стамбульской фески | izi.TRAVEL
В своих мемуарах об эмиграции Александр Вертинский начинает рассказ о Стамбуле с восклицания: «Красные фески! Море красных фесок!» И действительно, турецкая феска на протяжении столетий была самой узнаваемой деталью костюма подданного Османской империи. Феска – невысокий войлочный колпак с плоским верхом и шелковой кисточкой. Он получил свое название от марроканского города Фес, где было развито производство этих головных уборов. Но мало кто знает, что родиной фески является Византия. Во времена императоров фески носили и придворные, и простые горожане.
Зародившись на берегах Босфора, феска была успешно заимствована турками-сельджуками, захватившими город в 15 веке. Почему же деталь костюма «неверных» так прижилась у турков-мусульман? Ответ прост – феска как головной убор без полей идеально подходила для ритуала мусульманских молитвенных поклонов, когда верующий должен касаться пола лбом. Также феска легко превращалась в основу для тюрбана любой формы.
В начале 19 в. феска получила в Османской империи официальный статус, как фирменный головной убор чиновников и солдат. Распространявшаяся в Стамбуле мода на европейские костюмы не затронула традиционную феску. Но она не устояла перед революционной политикой Ататюрка и его борьбой с османскими обычаями.
По словам Ататюрка, феска являлась «символом невежества, небрежности, фанатизма, ненависти к прогрессу и цивилизации». Специальным указом ношение фески в Турецкой республике было запрещено. Стамбульцы надели европейские шляпы и носят их до сих пор.
В наши дни традиционная феска превратилась в товар для туристов, которые с удовольствием приобретают их в сувенирных магазинах и увозят на память, не подозревая о богатой истории такого сувенира. Возможно, такие же фески покупали наши далекие славянские предки в еще христианском Константинополе.
File:Older Man with Red Fez www.flickr.com
Автор:Boss Tweed www.flickr.com
Лицензия:creativecommons.org
Традиционная оттоманская феска
к сожалению нет в продаже
Традиционная оттоманская феска
размер головы — средний и большой (58-60)
История происхождения фески
Красная Феска с черной кисточкой — наиболее отличительный символ Святыни, пришла к нам сквозь века.
Свое имя она получила от города Фес, одного из больших городов Марокко, который был городом многочисленных школ, библиотек и известного университета. Фес прежде имел монополию на изготовление этой специфической формы головного убора, потому что это владел регионом, где произрастала ягода, сок которой использовался в покраске фески.
Но с момента открытия синтетических анилиновых цветов, фески начали изготавливаться во Франции, Германии и Австрии. В начале 20го столетия Австрия стала главным центром производства фесок. Страны, где фески наиболее интенсивно использовались, не имели ни единого собственного завода-изготовителя фесок.
Форма фески — это обрезанный конус, знакомый всей Знати Мистической Святыни. Она делалась из красного фетра (войлока), в середину вершины вставлялась черная кисточка.
В Турции повсеместно используется традиционный известный нам тип фески — красная с черной кисточкой. А в Тунисе, Триполи и Марокко фески в два или три раза длиннее этого распространенного типа и имеют синие шелковые кисточки, которые намного длиннее и тяжелее чем в Америке и Турции. В начале девятнадцатого столетия Феска была сделана частью турецкого официального платья Османским султаном Махмудом II. Она считалась особым признаком Османа и ее должен был носить любой житель империи даже если он не был мусульманином. Женщины так же как мужчины носили фески, но они были маленькие и без кисточек.
Вскоре после инаугурации нового турецкого режима Младотурков, произошло недоразумение национального масштаба между турками и австрийцами. Турки поклялись, что они будут бойкотировать все австрийские товары, включая феску. Повсюду в Турции люди, носившие фески в течение нескольких месяцев уничтожали их, отказывались покупать новые и носили на головах персидские шапки или любые другие головные уборы, которые они могли придумать.
Феска носилась с тюрбаном или без мусульманами, христианами и евреями. Турецкие солдаты и бюрократический аппарат в Турции, включая Султана, за исключением определенных духовных сановников, носили фески без тюрбана. Среди мусульман прямые потомки Мохаммеда носили зеленые тюрбаны, все другие носили белый или темного цвета, принятого местной традицией, или выбранного по лчным предпочтениям.
Обычный костюм Знати Мистической Святыни состоял из вечернего костюма с красной феской, на которой было обычно название храма, полумесяца и голова сфинкса, вышитая в золоте.
Приблизительно в 980 г. нашей эры, когда паломничества в Мекку были прерваны крестовыми походами, последователи Мохаммеда и те мусульмане, которые жили к западу от Нила, стали ходить в паломничество в город Фес в Марокко, почитая его как Святой Город. Изготовитель в Фесе поставлял студентам университета алые фески, которые были отличительными знаками школы. Это было с готовностью принято студентами. Паломники стали также носить подобную феску. Вскоре феску стали носить по всему северу Африки, и ее использованию постепенно простиралось к востоку от Нила.
«Особенность мусульманской одежды – это возможность сохранить женское самоощущение»
Пожалуй, каждый знает о такой поговорке, как «Встречают по одёжке, а провожают по уму». А как много о нас может рассказать наша сегодняшняя повседневная одежда, головной убор, подобранные изящные украшения? А раньше по тому, как повязан платок, какая вышивка присутствует на фесе или калфаке, как звенят серёжки, есть ли на фесе кисть, какое изю на девушке можно было узнать не только социальное положение, но и возраст представительницы прекрасной половины человечества, уровень её рукоделия и даже характер.
Окунуться в национальную богатую культуру татарского и крымскотатарского народов стало возможным в рамках очередной встречи «Женской гимназии». На этот раз девушки смогли не только узнать об истории возникновения определённых элементов женского традиционного костюма, но и примерить на себе национальные головные уборы и их более стилизованные версии, научиться красиво повязывать платок поверх фесок и отличать по вышивке особенности характера обладательницы фески.
— То, что мы с вами носим, влияет на наше внутреннее состояние, поведение и чувство себя, – обратилась к аудитории гостья из Республики Крым Зейнеб Баирова. – Одна из особенностей мусульманской одежды – это её возможность сохранить то самое женское самоощущение. Наш хиджаб – это плод нашей земли. Наши предки придумали до нас норму одежды, которая сочетает в себе и следование предписаниям шариата, и национальный колорит. Нам не нужно искать что-то издалека. Не надо ехать в Африку за бананами, если у нас растут свои яблоки и груши.
Стоит отметить, что девушки приехали из Крыма далеко не с пустыми руками, а привезли с собой работы немногочисленных, но очень смелых и талантливых крымских дизайнеров, занимающихся вышивкой фесок. По словам Вели Зелифе, идеальная высота фески составляет 6 см. Тогда платок ляжет поверх головного убора идеально. А вот если на феске можно было заметить кисточку, то это означало, что её обладательница ещё не замужем.
Фески различаются своей формой – неглубокие, цилиндрические, расшитые по околышу золотыми нитями. Разнообразны они и по украшающей их вышивке – есть вышитые вручную (на это тратится от месяца и больше), а есть более практичный и доступный вариант – с использованием машинной вышивки.
Крымская женщина всегда ходила с покрытой головой, но в зависимости от возраста и положения головной убор несколько трансформировался. До подросткового возраста феску шили без жёсткой основы из однотонной фабричной ткани с кисточкой на макушке. Позднее, когда девушка уже могла быть обручена, проходила церемония покрытия головы, на которой в присутствии приглашённых гостей мать покрывала дочери голову «шербенти» (шарф). С этого дня основным головным убором девушки становилась феска, сшитая на твёрдой основе из бархата или атласа, и шарфы, вышитые с использованием растительного орнамента.
С середины XIX в. всё большее распространение получают фески в виде усеченного конуса, жесткой формы, сшитые из бархата бордового цвета. Они были приняты в среде молодёжи разного достатка. Украшались в основном монетами, располагавшимися в налобной части, а к концу XIX в. – филигранными накладками на донышко – «тепелик». У молодух по бокам прикреплялись еще и накладки «зулуфльи», служившие для того, чтобы прикрывать локоны, срезавшиеся на висках у невесты во время свадебного обряда. Они говорили о том, что их носительница замужем. Спереди, у границы околыша и донышка, прикреплялось филигранное украшение в виде полумесяца. Самые нарядные разнообразно украшенные фески встречались в районе Бахчисарая. До 1870-х годов фески такой формы носили только девушки и молодухи, а к концу XIX в. они пришли в убор женщин зрелого возраста, но здесь уже не использовались сложные украшения. Феска стала выглядеть строже.
Также для крымскотатарского народа характерно использование двусторонней вышивки, техникой которой на сегодняшний день владеет малое количество мастеров.
В ходе своеобразного девичника можно было увидеть костюм крымской татарки, состоящий из платья и рубахи с запахом поверх него, подпоясанной силами Всевышнего уцелевшим в сложные годы поясом.
Костюм казанских татар представляла Нурия Зарипова, дизайнер, автор коллекции «UMAI». Мастерица познакомила представительниц братского народа с разновидностями калфака, стилизованными изю и прекрасными, выполненными в татарской традиционной технике платьями на никах.
Если говорить о калфаке, то, как правило, он традиционно украшается вышивкой, а также расшивается золотыми и серебряными нитями. Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.
Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. Так, к примеру, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками. Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга.
Логическим завершением вечера стала коллективная фотография и небольшие мастер-классы по повязыванию платка с сопутствующей фотосесией.
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
головной убор в восточных странах: краткое описание
Еще в древности головной убор был символом власти, только знатные особы могли позволить себе роскошные шапки, колпаки, парики. Чем больше была шляпа, тем выше был ранг ее обладателя. В наше время головные уборы часто ассоциируется с определенными национальностями. Чалма, феска, куфия, тюбетейка, афганга, айшок, кокошник, бандана, башлык и многое другое. Многие виды шапок уже устарели, и их не используют в повседневной жизни, однако многие мусульмане и по сей день предпочитают надевать эту вещь.
Турецкий головной убор
Красный колпак, изготовленный в основном из шерсти в виде конуса, украшенный шелковой кисточкой, называется феской. Получил свое название этот головной убор в восточных странах, а именно в городе Феса, где впервые начали его изготавливать. В основном его носили солдаты и чиновники Османской империи, однако практичным головным убором феску для армейцев было не назвать. Яркий красный цвет привлекал внимание, тем самым врагу было легко обнаружить мишень. Из-за отсутствия козырька встречное солнце слепило солдат. В современном мире эти шапки остались частью парадной формы греческой национальной гвардии. Турки и по сей день отдают дань истории и носят этот национальный головной убор. Туристы всех стран тоже неравнодушны к турецким фескам и на курортах в Турции расхаживают в такой шапке.
Происхождение фески
Город Фес славился своими школами, библиотеками, университетами, был очень культурно развит. В одном из регионов этого города произрастала особая ягода. Соком этой ягоды можно было покрасить феску и добиться особого красного цвета, поэтому город Фес не имел конкурентов по изготовлению этих головных уборов. Не было аналогов этой краски, и все мусульмане закупали такой вид головного убора в этом городе. Однако когда научились делать искусственные краски, многие другие страны стали изготавливать эту шапку. Центром по изготовлению этого головного убора с кисточкой стала Австрия.
Описание фески
По форме этот головной убор напоминает обрезанный конус, в вершину которого вставляется черная кисть. Со временем применялись и цветные фески, вручную расписанные серебром и золотом. Женщины носили красные бархатные головные уборы фески, украшали их золотыми цепочками, серебряными монетами, ручной вышивкой. Этот головной убор мог быть белого, красного и даже черного цвета, однако именно красный колпак с черной шелковой нитью был принят за основу.
Немного истории
Махмуд Второй отрицательно относился к растительности на лице, поэтому запретил мужчинам носить длинные бороды и заодно внес изменения для армейских мундиров. Ранее подобное деяние не обрадовало солдат, и вызвало мятеж янычар и смену вождя. Но на этот раз избежать новой формы не удалось. Привыкшие к широким штанам и рубашке турки были удивлены новой плотно обтягивающей формой. Многие сочли ее даже неприличной. Смена привычного головного убора тоже не радовала, были введены шапки с полуцилиндрическим верхом, они были очень неудобны, и в скором времени заменены на красную фетровую феску. Новый головной убор также оказался не самым удобным вариантом для военнослужащих.
Интересные факты
Султан Махмуд на изменении униформы военных не остановился, он хотел полностью изменить жизнь в Османской империи в кратчайшие сроки. Ему хотелось свое государства подстроить под европейский лад. С этой целью он изменил порядок приема гостей: если ранее султан был на троне и наблюдал за происходящим, то Махмуд лично приветствовал гостей, развлекал их, беседовал. В присутствии султана все должны были стоять, но Махмуд убрал и эту традицию. Кабинеты министров стали напоминать современный интерьер – столы, низкие диваны и прямые стулья. Продолжая развивать город, султан выстроил военную школу, в которой преподавались новые материалы для армии. Преподаватели и ученики отличались формой, главным элементом которой стала высокая красная феска с черной шелковой кисточкой.
Применение этого головного убора
Жители Османской империи были обязаны ее носить, ведь в 19-м веке она стала частью национального костюма. Женская феска короче мужской и не имеет кисточки. Чтобы стать частью военного мундира, этот головной прибор проходил проверку, и только после одобрения ее разрешалось носить. Однажды поступило предложение пришить к феске кожаные бортики, чтобы солнце не слепило глаза солдатам. С первого взгляда очень полезное нововведение, однако в таком дизайне в ней будет неудобно молиться. Бортики будут мешать доставать лбом до земли, а для истинного мусульманина это важно. Бытовало мнение, что ношение головного убора во время молитвы необязательно, однако однозначного ответа от религиоведов не было, поэтому это предложение было отклонено.
Бунт против фески
В 1908 г. Австро-Венгрия присоединила к себе Боснию, турками был организован бойкот всех товаров, импортированных из Австрии, в это число вошли головные уборы фески. В качестве альтернативы турки носили белые фески с тюрбаном производства Малой Азии, также стали модны персидские шапки и другие головные уборы. Солдаты носили цветные фески без тюрбанов. Эта шапка красного цвета осталась у местной Знати Мистической Святыни, они украшали ее золотой вышивкой, нашивали название храма. Этот протест принес огромные потери для австрийских купцов. Когда в Мекку прервались паломничества в эпоху крестовых походов, паломники стали ходить в Фес, они называли его Святым городом. Студенты университетов носили яркую феску, паломники также приобщились к этой модели головного убора. Через некоторое время северная часть Африки опять надела этот головной убор.
Мустафа Кемаль
В более современной истории Турции появился политический деятель Мустафа Кемаль, он же стал первым основателем современного турецкого государства. Он добился отмены правления султанов, отменил оккупационный режим, создал абсолютно новое, не похожее не на что турецкое государство. Он активно развивал науку, турецкую письменность, создавал новые права и кодексы, тем самым добился, что Турцию признали официальной республикой. Вся власть теперь была в его руках. Он отменил многие традиции, которые шли с древних времен, также он был нерелигиозным человеком. Его диктатура вызывал недовольство среди населения, особенно среди верующих людей.
В скором времени вспыхнуло крупное восстание, народ Турции был уверен, что за восстанием стоит Англия из-за антирелигиозного отношения Кемаля. Он, воспользовавшись случаем, объявил, что Англия несет угрозу для турецкого народа, и был издан указ: проявление религии в любой форме считается изменой родине. В скором времени диктатор, добившись своего, стал и далее осуществлять план.
Следующим его шагом стал запрет на ношение фески, которая была символом мусульманства. Сначала он убрал этот головной убор из армейской формы, потом демонстративно появлялся в различных шляпах и шапках, потом и вовсе объявил ношение фески преступлением. Казалось бы, запрет на головной убор является глупым заявлением, однако Мустафа Кемаль так не считал и был уверен, что этим шагом он полностью исключит старые традиции, связанные с мусульманством. Это вызвало бурю недовольства, но следующий шаг диктатора просто поверг в шок всех представителей религии. Он распустил монастыри и конфисковал их имущество.
Таким образом, в Турции закончилась эра головных уборов фесок аж до современного мира.
Пошли на рекорд: в Крыму изготовили крупнейшую в мире феску
СИМФЕРОПОЛЬ, 4 мая – РИА Новости Крым. На полуострове пошили самый большой в мире крымско-татарский женский головной убор — феску. Об этом РИА Новости рассказал депутат Госдумы РФ от Крыма Руслан Бальбек.
Скучно не будет: как Крым отпразднует ХыдырлезПрезентация необычного швейного изделия состоится 5 мая в Бахчисарае во время празднования Хыдырлеза. Планируется, что феска станет символом праздника.
«На праздновании крымско-татарского национального праздника Хыдырлез организаторы вынесут символ торжества — феску, женский национальный головной убор, диаметром 1,5 метра и высотой 60 см. Она пошита специально для Хыдырлеза из красного бархата и станет самой большой в мире», — сообщил Бальбек.
К головному убору прикрепят специально изготовленную монетку с эмблемой праздника.
«В этом году к феске прикрепим монету с изображением эмблемы Хыдырлеза, а во все последующие будем прикреплять подобные украшения с названием праздника и датой. Уверен, что это очень символично для такого праздника, который по сути своей в первую очередь является семейным», — отметил депутат.
Выставки, концерт, турнир: как в Крыму отпразднуют ХыдырлезПарламентарий также рассказал, что этот головной убор является олицетворением материнства и женственности.
Хыдырлез — старинный крымско-татарский праздник земледелия. Символизирует плодородие, достаток и благополучие. Традиционно отмечается в первую неделю мая песнями, танцами, играми, народными гуляниями и состязанием в национальной борьбе куреш.
Как ранее сообщал РИА Новости Крым, в этом году Хыдырлез отпразднуют в Бахчисарае на новом месте – по улице Мира, в районе водохранилища. В рамках мероприятия планируется выступление фольклорных коллективов, презентация выставочных павильонов всех регионов и городов полуострова, а также павильонов с национальной кухней, разнообразные развлечения для детей, турнир по национальной борьбе куреш и другое.
Когда в Турции появилась мода на фески? — Ислам это
На Ближнем Востоке и в Северной Африке можно увидеть оригинальный красный колпак из войлока в виде усечённого конуса или короткого цилиндра с кисточкой — феску. По разным данным, этот головной убор происходит из Византии или из Северной Африки, хотя в самом Марокко феска получила широкое распространение лишь в период правления султана Исмаиля ибн Шарифа (1672—1727). Тем не менее её русское название восходит к марокканскому городу Фес, а арабское тарбуш происходит от персидского слова сарпуш — «шапка».
Любопытно, что в соседнем Тунисе феску называют шашия маджиди или шашия истанбули — аллюзия на то, что ношение этих «шапочек» вошло в моду в период правления султанов-реформаторов Махмуда II и его сына Абдул-Меджида I. В 1828 г. вместо традиционного халата и тюрбана османским чиновникам было предписано носить феску, длинный сюртук и панталоны. Поскольку феска не мешала совершать земные поклоны в молитве, она быстро прижилась в Турции, а в 40-х годах стала частью униформы османской армии, за исключением кавалеристов и артиллеристов.
Турецкие фески традиционно были красного цвета, который легко достигался при помощи натурального растительного красителя, но наряду с ними в ходу были и чёрные и белые фески. Поначалу вместо скромной кисточки на феске носили длинный красивый «хвост» из синей шерсти, при этом шерсть часто запутывалась, так что возникла новая профессия — «расчёсыватель кисточек».
После образования Турецкой республики фески, как элемент традиционной османской одежды, впали в немилость и были официально запрещены 25 ноября 1925 г. Начавшаяся «шляпная революция» спровоцировала массовые акции протеста в различных областях Турции, и в ходе репрессий были арестованы сотни и казнены десятки мусульманских учёных. К смертной казни были приговорены шейх Ахмед-эфенди из Кайсери, Искилипли Мехмед Атиф-ходжа, Имамзаде Мехмед Неджати-эфенди и многие другие.
В Египте мода на фески сохранялась до 50-х годов прошлого века, а в Марокко многие мужчины до сих пор с удовольствием носят фески, не покрывающие голову полностью. В Италии элитные пехотные войска — берсальеры — также носят бордовые фески с синей кисточкой на шнурке в память о доблести, проявленной этими подразделениями в Крымской войне, в сражении на Чёрной реке в августе 1855 г. Между тем в Турции закон о запрете фесок остаётся одним из восьми революционных законов, охраняемых четвёртой Конституцией страны, принятой в 1982 г.
Определение Феса от Merriam-Webster
\ ˈFez
\
: цилиндрическая или несколько конусообразная шляпа без полей с плоским верхом, обычно с кисточкой, обычно сделанная из красного войлока, и ее носят особенно мужчины в странах Восточного Средиземноморья.
Fez Hat — История и типы Fez
Fez — это особая шляпа с кисточкой наверху, которая была популяризирована в период Османской империи.По-арабски Фес называется тарбуш. Обычно эта шляпа бывает двух типов: одна в форме усеченного конуса из красного войлока, а другая — в виде короткого цилиндра из ткани килим.
Слово «Фес» — это название главного города Марокко, Фааса (после 1927 года Фес не столица, а Рабат). История Феса сложна, и мы видим это по тому факту, что эту шляпу носили на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и Северной Африке. Неясно, где были истоки — одни думают о Древней Греции, другие — о Балканах.Возможно, Балканы видели Фес во время византийского правления как часть традиционной одежды Кипра.
Интересно, что в 1826 году османы приняли его как часть военной формы, пытаясь приспособиться к Европе (позже это станет доказательством современности на Ближнем Востоке), поэтому они носили фески, обернутые тканью. Когда в 1829 году султан Махмуд II решил запретить ношение тюрбана, фески стали частью официальной османской униформы. Кажется, что фески были приняты везде, где было влияние Османской империи.Считается, что мусульмане так легко приняли феску, потому что во время молитвы им приходилось упираться лбами в землю, а с феской это было проще, чем с головным убором с полями.
Типы Fez
Существует два основных типа фески, определяемых ее использованием:
- Military Fez (военное использование)
- International Fez (международное использование)
Многие другие типы Fez можно определить по материалу и цвету, используемому для производства.
Fez обычно красного цвета с черной кисточкой из черного дерева.В истории ткань для Феса окрашивалась ягодами растения кизилиджек, чтобы она стала алой. Есть также бело-черная версия, хотя на протяжении всей истории красные фески были нормой в большинстве контекстов.
Сегодня смысл ношения фески другой. В Турции 1925 года фески были даже запрещены на некоторое время (как османские шляпы) во время реформ после революции в этой стране. С другой стороны, в Южной Азии Фес был принят из-за его связей с османами. В Марокко это национальный символ Марокко, поэтому его носят король Марокко и его члены кабинета министров.Интересно, но после Второй мировой войны Фес в основном стал частью парадной формы — потому что солдаты Феса во время войны были более заметны для врагов, а также не защищали от солнца. Во многих странах до сих пор остается частью национальных костюмов.
В XIX веке европейские (в основном англичане) мужчины носили фески по вечерам, когда отдыхали. Для них фески были своего рода сувенирами и предметами моды с Востока. Из-за этого и в наши дни Фес является чем-то вроде символа, но символом роскоши и лени или просто расслабления.Существует также общество «Shriners», основанное в 1870-х годах в Нью-Йорке, члены которого носят фески — они разработали разные версии фезов, поэтому каждая из них имеет свое значение. Легион лося, также являющийся братской организацией, известен по пурпурной феске. На Ближнем Востоке и в Северной Африке Фес приписывают туристам, поэтому их обычно носит персонал отелей.
10 вещей, которые нужно знать о Fez Hat — Trip-N-Travel
Источник: Уэйн Ноффсингер
Фесская шляпа — головной убор, который обычно носят мусульмане или турки.Фесские шляпы им очень известны тем, что стали для них культурным символом.
1. Fez Hats бывает двух типов
Шляпы
Fez сделаны из фетра или ткани килим, но есть два типа: либо в форме усеченного конуса из красного войлока, либо в форме короткого цилиндра из ткани килим, но обычно шляпы Fez имеют кисточку, которая прикрепляется к верху. часть, но оба типа используются, так как шляпы вводятся.
2. Представлено на Балканах
Фесские шляпы появились на Балканах во время византийского правления, а в период Османской империи славяне, боснийцы и сербы начали носить фес в качестве головных уборов.С тех пор, как он был представлен, множество других людей и племен начали делать свои собственные версии фески-шляп.
3. Традиционная одежда Кипра
В 1880-х годах шляпы-фески уже были частью традиционной одежды Кипра, и киприоты их носят до сих пор. Женщины носили красную феску вместо платка, а мужчины — черную или красную кепку.
4. Отличие материала
Мужчины носили свои Fez из материала, который похож на обернутый тюрбан вокруг основы, но в 1811 году Фес стал известен как шапка для чтения с мехом или правильное греческое платье.На протяжении многих лет материал, используемый для фески, постоянно менялся, и было создано множество стилей.
5. Символизм
Фесская шляпа — один из первых символов Османской современности, и со временем она стала частью культурной самобытности. На западе он считается экзотическим и романтичным, а в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве он стал одним из самых известных элементов роскошной мужской одежды.
6. Используется военными
Другая версия фески использовалась в качестве шапки для вооружения в 1400-1700-х годах в качестве защиты головы кольчужной брони.Это круглая металлическая пластина или тюбетейка, на которую вешается кольчужная завеса, защищающая верхнее плечо и шею того, кто ее носит.
7. Фес в арабском мире
Fez теперь носит обслуживающий персонал и туристические учреждения на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в то время как в Ливии фески называют «чечей», и сельское население носит их иногда с длинной кисточкой или без нее. Сотрудники мусульманских ресторанов и отелей по всему миру тоже носят шляпы-фески.
8.Фес в Южной Азии
мусульман по всей Южной Азии до сих пор носят феску, известную как «Руми Топи», что означает головной убор Рима Византии. Для них это символ поддержки Османского халифата против Британской Индийской империи в движении Халифат. В Шри-Ланке его используют местные мусульмане.
9. Используется братскими организациями
Есть много братских организаций, которые известны тем, что носят фески, такие как Shriners, Международный Орден Альгамбры, Мистический Орден Скрытых Пророков Зачарованного Царства, Древний Мистический Орден Самаритян, Рыцари Хорасана, Улучшенный Доброжелательный и Защитный Орден Лосей. мир и верный орден лося.
10. Наличие / Где купить
Fez купить легко, особенно сегодня, когда у нас есть Интернет. Вы можете найти его в большинстве онлайн-магазинов, всего в одном клике, например, на Ebay или Amazon, но затем, если вы хотите более традиционного ощущения, вы можете купить его в местных мусульманских магазинах в вашем районе.
11. Происходит бойкот фески
В 1908 году Фес объявил бойкот из-за почти монополии австрийцев, которые в то время удерживали производство шляп. Это был годичный бойкот, который положил конец универсальности Феса в Османской империи, поскольку другие стили Феса стали социально приемлемыми.
12. Лучше головного убора с полями
Задолго до того, как появились шляпы Феса, люди чаще всего использовали головной убор с полями. Фес сделал все проще, особенно для мусульман, поскольку они всегда пару раз прикладывались лбом к земле во время молитв.
13. Красный Fez
Красный фес с синей кисточкой стал стандартным головным убором турецкой армии в 1890-х годах до 1910 года, когда были введены военная форма цвета хаки и солнцезащитный шлем без козырька.Для них это было довольно знаменито, но годами было введено много цветов для фески шляп.
14. Зеленый Фес
Зеленая феска носила улан Бахавалпура в Пакистане в конце 1960-х годов, когда два полка индийской армии убедили мусульманские районы носить фески под британским правлением. Они до сих пор используют фески-шляпы, но разного цвета.
15. Основано на греческом и финикийском одеянии киприотов
В 1800-х годах на полуострове Карпасс носили белые кепки как стиль, который, как считается, основан на греко-финикийской одежде киприотов, в которой сохранились мужские головные уборы 2700 лет назад.С тех пор шляпы-фески стали не только культурным аксессуаром, но и знаменитым предметом моды.
Удачной поездки и путешествия!
Fez: освященная веками османская шляпа из Средиземноморья
Фески, которые все османские джентльмены носили в течение столетия, также привлекли внимание европейцев. На какое-то время фески стали предметом высокой моды среди стильных европейских мужчин, а фотографии моделей-мужчин в феске публиковались в модных журналах.Юные джентльмены и даже пожилые люди полюбили феску, которую назвали «Голубой турок». Джеймс, персонаж романа британского писателя Арнольда Беннета «Хелен с высокой рукой», возвращается домой в красной бархатной «турецкой кепке» с кисточкой. Коробки сигарет, сделанные из турецкого табака, любимого европейцами, представляли собой феску для соблазнения потребителей. Даже сегодня кепка, похожая на феску, является частью униформы некоторых социальных клубов.
Одежда
морских пехотинцев должна быть маневренной и легкой. Командующий османским флотом Хусрев-паша заставил своих солдат носить фески, которые впервые увидели в Тунисе.Османский султан Махмуд II увидел эту новую одежду морских пехотинцев на церемонии и приказал всем солдатам и государственным служащим носить фески в 1828 году, введя закон, требующий ношения фески. Янычары недавно были упразднены, и люди, живущие под османским флагом, ненавидели все, что напоминало им о янычарах. Поскольку существует связь между головным убором и верой в ислам, феска, которая позволяла носить тюрбан поверх нее, была быстро принята публикой. Реформы, проведенные султаном Махмудом II, проходили в соответствии с национальным устройством.
Этот головной убор, получивший свое название от марокканского города Фес, напоминает фригийскую коническую шляпу Анатолии. Это распространенный головной убор в странах Средиземноморья; он возник не у греков или венгров, но позже был адаптирован ими. Эвлия Челеби писал, что алжирские мужчины носят красные фески. О феске писали стихи, говоря, что она делает мужчину красивее. Большой популярностью пользовалась песня османского художника Рифата Бея «Pek Yakıştı Eğri Fes» («Кривой Фес подходит тебе красиво»).
Ранее фески импортировались из Туниса; однако немусульманское сообщество Османской империи позже основало фабрики фески. Государственная фабрика по производству фес «Фешане» была основана в 1836 году. Хереке Фешане султана Абдулхамида производила фески высокого качества. Кроме того, из Австрии ввозились и качественные и дорогие фески. Когда Австрия аннексировала Боснию в 1908 году, австрийские товары на короткое время бойкотировались, но затем внутреннее производство перестало удовлетворять спрос, и люди начали носить конические шляпы в албанском стиле.
Поскольку сидеть за обеденным столом или сопровождать пожилых людей без головного убора считалось постыдным, в домах также носили фески. Фески различались по форме, цвету, кистям и способам ношения, и были доступны в разных стилях. Например, султан Махмуд предпочитал длинную прямую феску, которая называлась «Махмуди», султан Абдулазиз носил короткую феску под названием «Азизи», а султан Абдулхамид носил длинную сужающуюся феску под названием «Хамиди». Некоторые люди носили его до бровей, а некоторые носили на затылке.Однако наиболее приемлемым способом ношения фески было наклонить ее к одному уху. Цвет фески указывал на политические взгляды и профессию того, кто ее носит. Над теми, кто носил красную феску, издевались, говоря, что «воздушный змей придет и заберет его, думая, что это свежее мясо», потому что во время перемирия феска, которую носил глава района Инегель в Бурсе, был украден воздушным змеем [ хищная птица]. Если феска не была качественной, человек, который ее носил, выставлял себя дураком; когда шел дождь, красный цвет стекал по их лбу и превращал человека, носившего его, в «шута Апукурья», что отсылает к греческой традиции рисования лиц во время Фестиваля Апукурия, который проходит перед Пасхой.
Феска изготавливалась из сукна, и на плоской поверхности наверху было отверстие, через которое вставлялось 2 сантиметра сукна, и к этой поверхности прикреплялась кисточка. Кисточку делали из трамвайного шелка черного или синего цвета. В 1845 году вступил в силу закон о кистях и был объявлен желаемый вес фески кистей государственных служащих. То, как раскачивалась кисточка, имело характерное изящество и значение. В романе Иззета Мелиха раскачивающаяся кисточка молодого человека, ехавшего в Перу на карете, опьяняла английских барышень.Благоприятной длины кисточки фески было достаточно, чтобы доходить до шеи. Вынесение этого на передний план было отличительной чертой хулиганов. Носить феску без кисточки было все равно, что носить рубашку без галстука.
Феска требует ухода — ее часто нужно чистить щеткой и придавать ей форму. Мастера, лепящие фески, были очень заняты. Сначала удалили кисточку и поместили феску на желтую латунную форму, которую нагревали в духовке. Затем мастера распыляли воду перед тем, как снова положить ее на форму.Через пять минут вторую форму сняли с ручек и надели на голову дымящуюся феску. Если у мастеров, в основном греков, не было оборудования для распыления воды, они распыляли ее ртом.
Изготовление и обслуживание
фески «Şlık» (торговая марка фески), внутренняя часть которой была покрыта соломой, занимали больше времени и были дорогими. Чтобы отлить его в форму, солому и шелковую грунтовку полностью удалили. Однако, чтобы избежать формования, предпочтение было отдано феске «Şlık», не требующей формования.Еще не отлитая феска называлась «фабрика калиби» (фабричная форма). Некоторым джентльменам на плоскую поверхность фески кладут металл, чтобы они выглядели лепными. Бедные люди срезали углы своей фески, когда становились грязными, и их фески становились короче, как фески Азизи. Когда фески были запрещены Законом о шляпах, одной из реформ Ататюрка, турецкий педагог и архивист Муаллим Джевдет плюнул ему на шляпу, как это делали греческие мастера, когда он вернулся домой, и снял шляпу, которую он носил неохотно.
Кисточку фески нужно было расчесать. Были еврейские дети, которые бродили по улицам, расчесывая кисточки. Кисточку меняли либо по мере взросления, либо по моде того времени. Дети взяли свои кисточки и сыграли в «игру с кисточками». Была песня, в которой говорилось: «Я знаю предвестник гибели / Моя кисточка оторвалась от моей фески».
Улема (исламские ученые) обматывали феску белым тюрбаном, в то время как другие оборачивали разные тюрбаны разного цвета.Однако большинство людей носили фески без тюрбанов. Детские фески были украшены золотыми медалями, называемыми «машаллах» или амулетами для духовной защиты. Военный министр Энвер-паша из Комитета Союза и Прогресса (КУП), который был известен своими эксцентричными проектами, сделал феску с полумесяцем и звездой. , сделав феску более турецкой. В то время как и солдаты, и гражданские лица носили фески, Энвер-паша во время Первой мировой войны заставлял солдат носить головной убор, называемый «кабалак», у которого были поля, напоминающие шлемы британских офицеров.Хотя головной убор с полями считался османской общественностью недоверием, Энвер-паша думал, что сможет избежать общественной реакции. Однако османская общественность приняла османских солдат, одетых в этот «кабалак», за иностранных солдат.
Сначала кемалисты носили кальпак в знак протеста против власти Османской империи в Стамбуле и феске. Они носили его там, где сходились два острых угла. После образования Турецкой Республики ношение кальпака оставили, поскольку оно напоминало большевикам.После того, как Россия примирилась с Европой, Москва и турецкое правительство перестали дружить.
Принятый в 1925 году беспрецедентный закон предписывал мужчинам носить шляпы с полями. Противников этого закона были наложены штрафы. Ношение фески считалось преступлением. Однако традиция ношения фески сохранялась в других странах, таких как Сирия, Ирак, Палестина, Египет, Западная Фракия, Македония и Босния, все страны, которые раньше были частью Османской империи. Фески никогда не теряли популярности в Тунисе, Ливии, Марокко и Алжире.Более того, он обычно считается символом османов и турок. В 2015 году статья, обязывающая носить головные уборы, была отменена законодательной поправкой, предложенной Алтаном Таном, депутатом Народно-демократической партии (ДНП), однако закон об отмене ношения фески по-прежнему действует.
определение фески по The Free Dictionary
«Ты выглядишь таким же веселым, как попугай в своей феске и кабадже, и мне очень приятно видеть, как маленькая черная тень превратилась в радугу», — сказал дядя Алек, с большим одобрением рассматривая яркую фигуру перед ним.
Он не сказал этого, но подумал, что она изобразила гораздо красивее Феби в умывальнике, потому что она наклеила пурпурную феску на свою светловолосую голову, повязала вокруг талии несколько блестящих шарфов и надела по-настоящему красивую одежду. великолепный пиджак алого цвета с вышитым золотым солнцем на спине, серебряной луной спереди и звездами всех размеров на рукавах.
Они вышли из Триполи в марте месяце, достигли Мурзука, столицы Феса, и, следуя маршрутом, который в более позднее время д-р.Сначала она услышала только голос Метивье, потом отца, потом оба голоса заговорили одновременно, дверь распахнулась, и на пороге появилась красивая фигура перепуганного Метивье с копной черных волос и принц в халате и феске, лицо его искажалось от ярости, зрачки его глаз закатывались вниз. Он был явно не выше пяти футов ростом, с пропорциями, напоминающими гориллу: огромные плечи, толстые, короткие шея и широкая приземистая голова, на которой росли спутанные черные волосы и увенчивалась малиновая феска.Туника того же цвета, плотно привязанная к талии, доходила до сиденья — по-видимому, ящика, — на котором он сидел; его ног и ступней не было видно. Он решил отложить шляпу и носить алую феску с ее вышивкой; но поверхностные наблюдатели неизбежно должны были истолковать это не как комплимент Люси, а как признак ловкости. В Гибралтаре находится английский гарнизон численностью 6000 или 7000 человек, и поэтому огненно-красного мундира предостаточно; и красный и синий, и раздетые снежно-белые костюмы, а также причудливую форму голого горца; и можно увидеть мягкоглазых испанских девушек из Сан-Роке, и мавританских красавиц в вуали (я полагаю, они красавицы) из Тарифы, мавританских купцов в тюрбанах, поясах и брюках из Феса, а также босоногих бродяг в длинных одеждах и босоножках. из Тетуана и Танжера, некоторые коричневые, некоторые желтые, а некоторые черные, как девственные чернила, — и евреи со всех сторон, в габардине, тюбетейках и тапочках, как на картинах и в театрах, и как они были три тысячи лет назад назад, без сомнения.Это был высокий загорелый и очень молчаливый человек в красной курительной шапке, напоминающей феску, что делало его похожим на одного из английских сирдаров или пашей в Египте. Гранада мудехарс; но в королевстве Фес они называют мудехаров эльчами, и это люди, которых король в основном использует на войне. Мы нашли в его кабинете Хильдесхайма, еврея, скорее типа Адельфийского театра, с носом, как овца, и феской. . Его аргументы были обозначены цифрой, мы сделали знаки препинания, и, немного поторговавшись, он рассказал нам то, что знал.Блант должен был сопровождать туда свою мать, чтобы удовлетворить ее непреодолимое любопытство (которое он весьма не одобрял), и тут, под уздцы той женщины или девушки, по очереди явился кавалерийский генерал в красных штанах, которому она улыбалась; восходящий политик в сером костюме, который с большим воодушевлением разговаривал с ней, но внезапно покинул ее бок, чтобы присоединиться к персонажу в красной феске и оседлать белого коня; а затем, через некоторое время после этого, рассерженный мистер Эта юная леди управляла всей семьей, даже маленькой, ошеломленной сестрой, у которой с дерзкими, довольно невинными глазами, потоком светлых шелковистых волос, малиновой феской, какой носят турками-мужчинами, очень покосившимися на нем, и способным скакать и разъезжать по кораблю в любой компании, которую она могла подобрать — у нее были длинные тонкие ноги, очень короткие юбки и чулки всех оттенков — собиралась домой в элегантной французской одежде, чтобы продолжить прерванное образование.
Новое изобретение тарбуша: феска для 21 века
На Западе многие могут ассоциировать цилиндрическую алую шляпу с комедийными зарисовками или механическими обезьянами, разбивающими тарелки. К сожалению, этот редуктивный образ сохраняется еще долго после эпохи ориентализма; на Ближнем Востоке и в арабском мире фески имеют гораздо больший культурный резонанс.
Хотя эта шляпа известна в некоторых странах как феска, потому что марокканский город Фес славился своей кожевенной промышленностью и блестящими красными красками, в большинстве арабских стран, бывших османскими территориями, она известна как тарбуш.
Tarboosh был первоначально введен для замены тюрбана в Османской армии. Тюрбаны считались слишком исламскими и старомодными для современной имперской империи, завоевывающей страны, но по иронии судьбы тарбуш постигла та же участь, что 100 лет спустя, когда Кемаль Ататюрк запретил его. Среди его модернизационных реформ в Турции этой причудливой красной восточной шляпе не нашлось места в светской постимперской стране.
Первоначально мужской аксессуар, арабские мужчины продолжали носить его на протяжении нескольких поколений, а тарбуш до сих пор является частью традиционной одежды в некоторых частях мира.Но сможет ли ливанский модный бренд Boshies превратить это бывшее имперское украшение в модное заявление для ливанских мужчин и женщин — и всего арабского мира?
Щелкните выше, чтобы посмотреть видео.
Чтобы прокомментировать и увидеть больше историй BBC Designed, вы можете подписаться на нас: Facebook , Twitter и Instagram . Вы также можете увидеть больше историй из BBC Culture на Facebook и Twitter .
Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную новостную рассылку bbc.com под названием «Если вы прочитаете только 6 статей на этой неделе». Тщательно подобранная подборка историй из BBC Future, Culture, Capital и Travel, которые доставляются на ваш почтовый ящик каждую пятницу.
Что-то, чего вы не знали о Фесе — Экскурсии по Стамбулу
По иронии судьбы феска, знаменитый круглый и часто красный головной убор, входит в число любимых сувениров туристов, ежегодно посещающих Турцию.Эти шляпы часто появляются на наших телевизорах в фильмах или праздничных рекламных роликах о стране. Будь то развлекательная реклама Испании или Турции, в которой танцор фламенко и продавец ковров соревнуются в волейбольном матче, или классический фильм Одна ночь в Стамбуле, рассказывающий историю двух сумасшедших таксистов Ливерпуля, которые едут в город, чтобы увидеть свою команду. Играя в финале Лиги чемпионов 2005 года, фески — заметная особенность.
В этой ассоциации фески и Турции есть забавная ирония, поскольку ее ношение было когда-то запрещено в 1925 году первым президентом страны Мустафой Кемалем Ататюрком.Как западник, он считал фески пережитком османского прошлого, которое отличало турецких граждан от европейцев, которым, как он надеялся, они будут подражать. С тех пор народ Турции должен был носить шляпы и кепки западного мира.
Так что же на самом деле означает феска? Как он вошел в историю Турции?
Ношение фески зародилось в Османской империи в 19 веке. Этот период был одним из великих перемен для османов, которые приступили к реализации амбициозной программы реформ, направленных на устранение опасений по поводу военной слабости, а также силы и стабильности своего государства.Они начали заимствовать у Европы, копируя западные армии и принимая новые идеи о правительстве и национальной принадлежности.
Это заимствование также повлияло на османскую одежду. Солдаты и султаны носили униформу во французском стиле, в то время как правительственные чиновники и государственные служащие носили блестящую европейскую обувь, костюмы, галстуки и накрахмаленные рубашки. Однако со всеми европейскими культурными влияниями произошло еще одно новое развитие, что-то уникальное османское. Это нововведение появилось в виде фески.
Мужчина в феске в Османской империи
Феска была гигантским шагом для османов.Законы ранее управляли одеждой в империи с 16 века; они отличали немусульманских подданных султана, в основном христиан и евреев, от своих мусульманских собратьев. Однако в 1829 году, когда султан Махмуд II решил, что все османские чиновники будут носить фески, независимо от религии, все изменилось. Как однажды заявил Махмуд II: «Отныне я не хочу узнавать мусульман вне мечети, христиан вне церкви или евреев вне синагоги». Феска, в свою очередь, стала символом светского гражданства и могла носить каждый османский мужчина, она была предназначена для того, чтобы связать вместе всех подданных султана.
Итак, эти круглые красные шляпы, которые нам так часто нравятся, кажутся смешными, экзотическими или интересными, когда-то представляли собой глубокое изменение в истории Османской империи. Они отстаивали гражданство и новый далеко идущий османский идеал национального единства во времена бедствий и неопределенности.