Роспись и резьба по дереву: Резьба по дереву. Роспись по дереву

Содержание

Резьба и роспись по дереву (Южная Карелия) | Резьба и роспись по дереву | Музейные коллекции

Обработкой дерева карелы начали заниматься издавна, задолго до XIII в. Будучи теснейшим образом связанными с природой, карелы научились тонко чувствовать и понимать особенности этого удивительного материала, его пластические и художественные свойства. Из дерева в крестьянском быту изготавливалось большинство предметов и орудий труда. В форме каждой бытовой вегци карельский резчик умел сохранить природную пластику куска древесины, из которой она была изготовлена, и первозданную красоту ее текстуры. При этом каждое изделие приобретало индивидуальные, только ему присущие черты при сохранении традиционной формы и использовании традиционных технических приемов. Не случайно, образцы карельской долблено-резной посуды XIX — начала XX в. зачастую воспринимаются нами как скульптурные произведения.

Форма любой бытовой вещи, созданной мастером карелом, значительна и монументальна. Радуют глаз основательностью и красотою пропорций карельские рубели, вальки для белья и совки для муки. Особой красотой отличаются долбленорезные изделия южной Карелии. Все они выполнены из капа — нароста на стволе березы. «Округлые очертания каповых наростов использовались для создания разнообразных емкостей, пластическая выразительность которых была основана на бережном сохранении природной формы»[1]. Несмотря на сложность и трудоемкость обработки древесины капа, ковши карельских резчиков получались скульптурнопластичными по форме и легкими по очертаниям. Они поражали бережным отношением к материалу и предельным обобщением образа птицы, положенного в их основу.

Наряду с резными вещами в коллекции музея-заповедника «Кижи» хранятся изделия, выполненные в технике токарной обработки дерева. Тот факт, что олонецкие токари были упомянуты еще в писцовой книге 1563 г.[2], позволяет думать о древности этой разновидности ремесла южной Карелии. Следы от резца оставляли на поверхности изделия удивительный орнамент из горизонтальных полос, рождая неповторимую пластику карельской точеной чаши. В начале XX в. в уезде работало шесть кустарей, занимавшихся выделкой деревянной столовой посуды из ели[3]. В статистическом сборнике кустарных промыслов Олонецкой губернии за 1905 г. упоминается мастерская по производству посуды, существовавшая в д.Гушкала Олонецкого уезда. При выборе между каргопольской и олонецкой посудой современники в начале XX в. отдавали предпочтение последней. «Каргопольская посуда более красива на вид и легка, но уступает в прочности посуде Олонецкого уезда, которая вдвое дольше держится каргопольской»[4].

Среди многих резных изделий из дерева у южных карел национальные особенности наиболее полно отразились в форме карельской прялки. Прялка в крестьянской среде была излюбленным предметом дарения. Отец делал прялку для дочери как подарок к свадьбе, но чаще всего дочь получала ее в наследство от матери.

Форма южнокарельских прялок имеет значительные отличия от прялок Пудожья и Заонежья.

Заонежские прялки — составные с выточенными на токарном станке шейками. Выглядят фасонисто, по-городскому. Сквозь деревенское происхождение проглядывает приобщенность к столичной культуре.

Пудожские прялки — саморослые. Лопаски[5] сработаны из широких сосновых досок, шейки — низкие, приземистые. От них исходит ощущение силы и спокойствия могучей пудожской природы.

Прялки южной Карелии тоже саморослые, но форма их совсем иная. Они изготавливались резчиком из ствола молодой березки, выкопанной из земли вместе с корнем. Ширина ствола деревца и определяла узкую стреловидную или чуть более широкую, похожую на весло, форму южнокарельской прялки.

Своей изящной стреловидной формой с высокой круглой ножкой выделяются прялки юго-западной части Пряжинского района (окрестности Ведлозера, Савиново) и пограничной зоны Олонецкого и Пряжинского районов[6]. Отличительной особенностью прялок Олонецкого района и Сямозерья (северо-западной части Пряжинского района) является широкая в центральной части лопаска, плавно зауженная кверху и книзу[7]. Прялки карел-людиков Пряжинского района имеют веслообразную рабочую часть.

Говоря о прялках кондопожских людиков, следует отметить разницу в форме прялок северной и южной части Кондопожского района.

В северной части были распространены составные прялки с лопаской весловидной формы и ножкой квадратного сечения. Встречались и цельные корневые прялки со стреловидной формы лопаской и круглой ножкой. Еще одна форма прялок, бытующая в северной части Кондопожского района, представляет собой вариант корневой прялки, у которой между лопаской и ножкой помещен элемент, напоминающий по форме бабочку с сильно развитой нижней парой к рыльев. Специфическую форму, не встречающуюся в других районах с карель- ским населением, имеют корневые прялки южной части Кондопожского района (окрестности Кончезера и Спасской губы). Лопаска этого типа прялок весловидной формы с выпуклой лицевой стороной и скругленным верхом. Переход от лопаски к ножке происходит через элемент овальной формы.

Прялки карел-людиков Пряжинского района (Пряжа, Маньга, Святозеро, Важинская пристань) — копыльные с лопаской весловидной формы, переходящей в шейку через срез под углом в 45 градусов (№106)[8]. Ножка — круглая или прямоугольная в сечении, донце — узкое. На лицевой поверхности лопаска имеет ребро, делящее ее плоскость на две части. Лопаски прялок не орнаментированы. Резьба располагается на ножках в виде одного или двух рельефных колец, расположенных на некотором расстоянии одно от другого. Нижняя, расширяющаяся книзу часть ножки, тоже украшается резьбой. У прялки из д. Кашканы ножка декорирована двумя объемными элементами, причем один из них расположен в месте перехода лопаски в ножку по аналогии с прялками кондопожских людиков (№111)[9].

Прялки карел орнаментировались двумя способами — резьбой и росписью. Причем резьба являлась более архаичным способом декорации дерева, чем роспись.

Говоря о декоративной резьбе прялок пряжинских и олонецких ливвиков, следует выделить резные прялки юго-западной части Пряжинского и Олонецкого районов (Ведлозеро, Савиново, Большие горы, Малая Сельга).

Декоративная композиция таких прялок весьма своеобразна: поверхность лопаски делится на несколько регистров, каждый из которых имеет свою, отличную от других орнаментацию. Резьба геометрического характера, состоит из сочетания солярных розеток, ромбических и петлеобразных элементов[10]. Шедевром орнаментальной прялочной резьбы является прялка из д.Акимово Пряжинского района (№103)[11].

Резьба людиковских прялок Кондопожского района носит иной характер. Если у прялок олонецких и пряжинских ливвиков резьба покрывала всю поверхность лопаски, то у прялок кондопожских карел элемент резьбы располагался в нижней части лопаски с обеих сторон. Резьба — предельно скромная в виде параллельных полос ногтевидной резьбы или рамки, разделенной пополам и заполненной трехгранновыемчатой резьбой.

В росписи прялок олонецких и пряжинских ливвиков преобладали два композиционных варианта. Первый основан на подражании композиционному строю резных прялок, когда поверхность лопаски делится на несколько сегментов, каждый из которых заполняется своим видом орнамента (№ 118, 116, 117)[12] Второй вариант выполнялся в технике свободной кистевой росписи, излюбленным мотивом которой являлась цветущая ветвь, иногда произрастающая из вазона (№ 114, 113, 126)[13]. На некоторых прялках пряжинских ливвиков контуры изображений цветов акцентированы точечным орнаментом (№ 117, 121)[14]. Причем у прялки из д. Акимово Пряжинского района (№117) основные элементы орнамента прописаны поверх резьбы, покрытой слоем красно-охристой краски[15]. Своеобразна роспись прялки из с.Ведлозеро Пряжинского района[16]: цветущая ветвь, разделенная надвое изображением ромба с двумя отростками и монограммой в центре (№119). Отдельные узоры росписей повторяют аналогичные композиции резных прялок, где сегменты декорируются ромбическими и петлевидными элементами (№ 117, 121).

В характере росписи отдельных людиковских прялок из южной части Кондопожского района преобладает явно выраженное графическое начало. Орнаментальные узоры (круги, восьмиконечные звезды, елочки) отличаются предельной упрощенностью и схематичностью. На кончезерских прялках из музея-заповедника «Кижи» роспись выполнена белой, голубой, темно-синей (черной) краской по оранжевому фону. Оранжевый фон зафиксирован в росписи сундука из кондопожской д. Михеева Сельга. Встречается он и в росписях ведлозерских (№119)[17] и сямозерских прялок (№ 120, 121)[18].

Характеризуя особенности росписи северной части Кондопожского района, нельзя обойти вниманием круг памятников из окрестностей Тивдии. Это прялка и буфет из д. Ковкойсельга (№ 130, 167)[19], а также филенчатая дверь из д.Тимойгора (№165)[20]. На всех трех памятниках роспись выполнена по голубовато-зеленоватому фону. Мотив росписи — цветущая яблоневая ветвь. Цветы — розовые с пробелами, листья и стебли — черные, реже красные. Роспись свободно-кистевая в отличие от прялок южной части Кондопожского района, в росписи которых преобладало графическое начало. Единство цветового и композиционного построения позволяет предположить, что данная группа бытовых предметов была расписана одним мастером или разными мастерами, близкими по стилю росписи.

Особенностью прялок пряжинских людиков является почти полное отсутствие среди них памятников, декорированных росписью.

Резьбой и росписью у карел-людиков и ливвиков украшались не только прялки, но и целый ряд предметов домашнего обихода. Резьбой декорировались вальки и рубели — приспособления для стирки и глажения белья, пяла для вышивания, детали ткацкого стана; росписью — дуги, прялки, праздничные выездные сани. Роспись встречалась в интерьере крестьянских изб и на фронтонах крестьянских домов. Так, в д.Ватчела Вохтозерского с/с Кондопожского района в доме Соловьевой Л.И. (1906 г.р.) была расписная дверь, перенесенная сюда из дома ее отца, построенного в д.Ватчела не ранее 1906 г. Дверь была филенчатой конструкции, каждая из филенок имела свой мотив росписи: наверху — изображение льна, внизу — мотив цветущей ветви. Роспись была выполнена по голубовато-зеленоватому фону, цветы — красные с белыми пробелами и черными листьями. Роспись — свободно-кистевая, изображение льва — довольно примитивное. Мотив льва был встречен автором альбома и в росписи фронтона дома Морозовой в д. Западное Кончезеро (1830 г. постройки)[21]. По сведениям местных жителей, расписные двери были также в зажиточных домах д.Мунозеро Петровского с/с Кондопожского района.

Коллекция резьбы и росписи по дереву южной Карелии включает в себя предметы конца XIX — начала XX в. и позволяет составить представление о разновидностях крестьянской росписи и резьбы в южной Карелии и их локальных вариантах в Олонецком, Пряжинском и Кондопожском районах Карелии.

Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии

 

В Карелии издавна жили умелые мастера, владевшие искусством резьбы и росписи по дереву. С их творчеством нас знакомят резное узорочье, украсившее дома, расписные шкафчики и прялки, фигурные солонки и ковши и многие другие предметы, способные радовать богатством декоративного ритма, пластикой линий, гармонией цвета. Авторами этих произведений были резчики и живописцы, принадлежавшие к числу исконного коренного населения — карел, а также русские мастера — потомки переселенцев из Новгорода Великого.

Поэтична и самобытна
природа Карелии.

Как и другие виды народного прикладного декоративного творчества, резьба и роспись по дереву сохранили в Карелии два самостоятельных направления — русское и карельское — и вместе с тем развивались в близком взаимодействии, обогащали друг друга, составляя плодотворный сплав художественных традиций. Появление на территории Карелии таких уникальных художественных достижений как архитектурный ансамбль на острове Кижи и других выдающихся памятников деревянного зодчества, произведений резьбы и росписи по дереву, вышивки, ткачества — результат этого благотворного сплава.

Еще в прошлом столетии культурные богатства Карелии привлекли к себе внимание фольклористов, записавших на ее территории произведения карельского и русского былинного эпоса. Публикация памятников фольклора Карелии и посвященных ему исследований способствовала его мировой известности. Не меньшее значение имело и открытие Карелии как края уникального народного деревянного зодчества. Дальнейшее проникновение в художественный мир Карелии позволило раскрыть его значение как сокровищницы произведений древней живописи, получивших известность под наименованием «северных писем». Благодаря работе исследователей и реставраторов мы смогли познакомиться с весьма своеобразным искусством иконописи, развивавшимся в среде крестьянских живописцев русских и карельских селений,— искусством, сохранившим связь с традициями Новгорода и вместе с тем впитавшим в себя живительные силы местного народного творчества.

Не менее богато достижениями и прикладное бытовое искусство Карелии. Оно раскрывает новые грани одаренности ее населения, связанные с искусством создания народной бытовой вещи. Однако в этой области наши знания еще весьма ограничены. Произведения народного прикладного творчества долгое время рассматривались только как явление материальной культуры. Лишь в советские годы благодаря активной исследовательской деятельности В. А. Воронова, А. И. Некрасова, Н. А. Щекотова, А. В. Бакушинского, А. Б. Салтыкова и В. М. Василенко — основоположников современной науки о народном декоративном искусстве — изучение этой весьма специфической сферы художественного творчества стало полноправной областью искусствознания. Эта работа особенно широко развернулась в последние десятилетия в Карелии. Организуются специальные экспедиционные выезды в различные районы республики карельских специалистов-этнографов и историков искусства. В этой работе принимают участие представители научных учреждений и музеев Ленинграда и Москвы.

Подлинными патриотами народного прикладного искусства Карелии проявили себя представители старшего и среднего поколений исследователей: В. М. Агапов, И. М. Мулло, Н. Г. Прилукин, А. Т. Беляев, А. Ф. Кораблев, В. П. Ершов, А. Д. Рылеева, Н. М. Казавина, В. А. Скворцов, Л. Н. Белоголова и другие, с деятельностью которых связано создание основного фонда коллекции прикладного искусства, принадлежащих музеям Карелии. Большую научную ценность имеет и работа А. П. Косменко, Б. А. и В. А. Гущиных, В. В. Ман-Чи, Д. В. Богданова, В. Г. Платонова, С. П. Сергеева, Л. И. Капуста и других специалистов.

В 1977 году вышел в свет альбом «Карельское народное искусство» — первое специальное издание в этой области. Его автор А. П. Косменко уделила основное внимание изделиям  текстильной группы: вышивке, узорному ткачеству и вязанию, но в альбоме приводятся и некоторые материалы из области обработки дерева и металла. Резьбе и росписи по дереву А. П. Косменко посвятила также ряд специальных статей.

Резная рама от киота
из деревни Великая
Нива Медвежьегорского района. XIX а.

Подготовленный нами альбом — продолжение начатых в этой области публикаций. Его появление связано с многолетней работой московского Научно-исследовательского института художественной промышленности в области изучения народного декоративного искусства Карелии и восстановления ее традиционных народных художественных промыслов. Эта работа потребовала экспедиционных выездов в различные районы Карелии, проводившихся под руководством автора данного альбома, сбора вещественных материалов и сведений о местных очагах народного декоративного творчества, фиксации памятников в местах их бытования и находящихся в коллекциях музеев Москвы, Ленинграда, Петрозаводска и периферии. Мы считали важным опубликовать в альбоме произведения, принадлежащие коллекциям различных музеев. Это позволяет ярче показать богатства традиционного народного искусства Карелии, раскрыть его своеобразную поэтическую красоту и познакомить с особенностями художественного творчества мастеров различных районов.

В альбоме представлены и произведения современных мастеров, работающих в Петрозаводске на экспериментальном комбинате «Карельские сувениры». Коллективом этого комбината начата большая и серьезная работа по возрождению и развитию традиций народных художественных промыслов.

Резное ажурное убранство
балкончика дома
Сергина из деревни
Мунозеро Кондопожского района. Конец
XIX в. Музей-заповедник
«Кижи».

 

Лесные богатства Карелии позволяли широко использовать дерево для строительства жилища, культовых сооружений и изготовления разнообразных бытовых предметов. Развитию художественной обработки дерева здесь способствовало произрастание драгоценных пород карельской и волнистой березы, работа с которыми воспитывала стремление к совершенству пластической формы деревянных изделий, учила пониманию красоты природного узора древесных волокон.

Лес был и органической частью той природной среды, которая эстетически воспитывала мастеров. Население Карелии находилось в постоянном общении с природой, видело голубые просторы озер, реки и бурные водопады, цветущие луга, обрамленные синеющими лесными далями, ущелья с обрывистыми берегами, уходило на промыслы в таинственные заросли тайги. Развитию природной склонности жителей Карелии к пластическому творчеству могло способствовать и богатство впечатлений, связанных с характером рельефа земли. Среди лесов здесь возвышаются горные кряжи; спускавшиеся с севера ледники оставили множество разнообразных по размерам и формам валунов; деревья, произрастающие на каменистой почве, нередко отличаются причудливыми и разнообразными очертаниями стволов и корней. Этот необычный суровый мир природы сказочно красив. Он способен духовно обогащать человека и содействовать воспитанию в среде местного населения талантливых художников.

Образы природы способствовали формированию поэтического языка народного декоративного творчества и утверждению своеобразных «эталонов красоты», которыми становились диск солнца, пластические формы птицы, очертания ели, свежесть распускающегося цветка. Мир природы являлся по существу и миром человека, в котором он ощущал себя как бы маленькой частицей. Эти представления стали основой «космогонического» строя произведений народного декоративного искусства, в которых выражается идея причастности человека к большому и сложному миру земли и вселенной.

Фрагменты резьбы,
украшавшей
крестьянские дома
в Карелии.

Представления о жизни, ее вечности, о плодородии, благополучии, счастье раскрывались в образе «древа жизни», изображавшегося с плодами и цветами, а иногда и с корнями, уходящими в глубь земли. В образах цветов, распускающихся бутонов воплощалось свойственное еще поэтическому миру Древней Руси представление о земле как о цветущем саде. Раздумья о жизни, о судьбе человека и мироустройстве получили яркое отражение в разнообразных композициях северных прялок, где часто встречаются мотивы Солнца и небесных светил.

Амбар из деревни
Коккойла Пряжинского района.
XIX в. Музей-заповедник
«Кижи».

Постоянство сопоставления и сравнения явлений природы и жизни человека формировало свойственную народному художественному творчеству вечную параллель между солнечной красотой природы и человеческим счастьем. Все, что воспринималось в природе как проявление сил, дружественных человеку, и могло служить выражением свойственной ей целесообразности и гармонии, являлось постоянным источником красоты и вдохновения для мастеров народного прикладного искусства. Полезное воспринималось как прекрасное.

Утварь в интерьере
крестьянской избы.

 

Прикладная резьба — Городецкая роспись и живопись

Страница 3 из 8. Список глав

Прикладная резьба

Неистовая фантазия поволжских мастеров не менее ярко проявилась и в оформлении бытовых предметов.

Еще в глубокой древности целые деревни занимались производством и сбытом определенного вида «щепного товара», как называли в старину мелкие деревянные изделия. Каждая из деревень выработала свою неповторимую манеру резьбы, свои рецепты составления красок, свои излюбленные орнаменты.

Городец и окрестные деревни, давно известные иконописным делом и перепиской книг, в 18-м — начале 19-го века прославились изготовлением щегольских экипажей и резьбой на прялочных донцах. Но техника городецкой живописи проще иконной. Приготовление доски тоже проще. Не глубокомысленности, как в иконах. И темы их самые незначительные. Самое интересное в этой живописи — ее завершение, «оживка». Закончить, поставить точку, много белых точек, штрихов, линий; не для светотеневой моделировки, а просто для красы. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками.

Тонким народным юмором отмечено темпераментное искусство мастеров-донечников. В Поволжье, в Нижегородской губернии в то время были распространены прялки с тонким кленовым гребнем, укрепленным в фигурном выступе сиденья для пряхи — донца. Археологические находки подобных прялок 12-го века в Древнем Новгороде и 16-го века в Зарядье в Москве указывает на то, что их конструкция многие столетия оставалась неизменной, менялись лишь приемы декора. Городецкие донца, которые одновременно служили и украшением стен крестьянской избы, являлись подлинными жемчужинами народного искусства. Декоративная смелость рисунка, своеобразная утонченность художественного вкуса мастеров характеризует период расцвета этого редкого вида народной резьбы по дереву.

Во второй половине 19-го века вблизи Городца сложился новый художественный промысел, где многодельная резьба с инкрустацией на донцах и других предметах была заменена живописью. Опираясь на свой многовековой опыт и навыки иконописи и украшения книг, на хорошее знание приемов традиционной цветочной росписи, переняв некоторые мотивы у старых донечников, городецкие художники создали оригинальный стиль, стройную систему украшения предметов.

Наличник резной с росписью. Детали. 1881 г.

Токарев-Казарин. Шкаф резной с росписью. Детали. 90-е годы 19 века.

Пряничная резная доска. Деталь. Первая половина 19 века.

Токарев-Казарин. Посудная горка резная с росписью. Детали. 90-е годы 19 в.

Токарев-Казарин. Посудная горка резная с росписью. Деталь. 90-е годы 19 в.

Токарев-Казарин. Посудная горка резная с росписью. Деталь. 90-е годы 19 в.

Парная упряжка. Расписная игрушка. Первая половина 19 века.

  • Глава 2: «Родное деревенское»
  • Глава 4: «Застолья и чаепития в изображениях городецкой живописи»

Тэг:

Резьба и роспись по дереву у башкир (Реферат)

Содержание

Введение

1. Исторические
традиции резьбы по дереву у башкир

2. Посуда
из дерева

3. Веретенные
изделия

4. Резьба
по дереву сегодня

Заключение

Список
литературы

Введение

Среди
разнообразных предметов художественного
ремесла особое место у башкир занимают
изделия, изготовленные из дерева и
древесных материалов. Достаточно указать
на ковши с ажурной ручкой или же на
конские седла с красивыми луками. Высокая
техника их отделки, разнообразие форм
и сюжетов привлекали внимание русских
и зарубежных исследователей еще в XVII и
XVIII вв. В этих предметах, с одной стороны,
проявились огромные запасы таланта, с
другой — они представляют собой продукты
упорного и кропотливого труда, когда
получили широкий простор богатая
человеческая фантазия и изобретательность.
Говоря о предметах декоративно-прикладного
искусства башкир, мы должны учитывать
еще один немаловажный момент: минимум
инструментов мастера-деревообработчика,
в большинстве случаев топор и нож. Эти
и другие стороны народного ремесла
башкир подробно описываются в недавно
появившейся книге «Резьба и роспись
по дереву у башкир. Ее автор _ известный
этнограф С. Н. Шитова, посвятившая всю
свою жизнь изучению башкирской
традиционной культуры.

Художественная
обработка дерева и древесных материалов
стала изучаться этнографами лишь с
конца 50-х гг. XX в. Первой научной публикацией
была глава, посвященная резьбе и росписи,
в монографии «Декоративно-прикладное
искусство башкир» (Уфа, 1964; авторы С.
А. Авижанская, Н. В. Бикбулатов, Р. Г.
Кузеев). В те же годы начала сбор полевого
материала С. Н. Шитова. В следующем
этнографическом издании по
декоративно-прикладному искусству,
выпущенном в конце 70-х гг. (Р. Г. Кузеев,
Н. В. Бикбулатов, С. Н. Шитова. «Декоративное
творчество башкирского народа». Уфа,
1979 г.), ею была написана глава «Резная
утварь». Новая книга «Резьба и
роспись по дереву у башкир» подводит
итог многолетним исследованиям ученого.
В книге декор на дереве рассматривается
как органическая часть материальной и
духовной культуры башкирского народа.
Главное внимание уделяется бытовым
предметам, объединенным в единый ансамбль
в стенах жилища. В главе «Исторические
традиции резьбы по дереву у башкир»
вскрываются глубокие корни тонкой
деревообработки, связывающие духовную
культуру башкир с культурой памятников
из Пазырыкских курганов Алтая. В ней
говорится о существовании навыков
использования дерева на ранних этапах
этнической истории и культуры башкир.
Подтверждением является высокий
профессионализм башкирских мастеров,
разнообразие приемов в технике обработки
дерева и древесных материалов. Не случаен
тот факт, что орнаментом и объемной
резьбой украшали в первую очередь седла,
стремена, кумысную посуду, «hандык
аяк» (подставка под постель). Проведены
выразительные параллели в технике
обработки дерева и древесных материалов
в форме деревянных изделий, их терминологии
у башкир и ряда тюркских народов. Автор
высказывает весьма интересную мысль о
том, что резьба и роспись в убранстве
интерьера стали развиваться у бывших
кочевников раньше, чем архитектурный
декор. Характерные детали в устройстве
постоянных жилищ появились под влиянием
юрты. Из кочевого быта в избы были
перенесены некоторые детали интерьера,
утварь, мебель.

1. Исторические
традиции резьбы по дереву у башкир

Резьба
и роспись по дереву, тиснение на коже и
ювелирное дело, вышивка и аппликация,
ковроделие и художественное ткачество,
изготовление украшений из кораллов,
бисера и монет, узорная вязка — таковы
наиболее характерные формы башкирского
народного декоративно-прикладного
искусства.

C
особенной тщательностью отделывались
бытовые предметы: деревянная утварь,
подсвечники, шкатулки, футляры для
курая, посохи, подставки для сундуков
и постельных принадлежностей, кухонные
шкафчики, иногда орудия прядения и
ткачества. Употреблялись в быту башкир
и берестяные изделия: посуда для хранения
меда и масла, различного рода короба и
корзины, колыбели, некоторые инструменты
ткачества и пчеловодства. Детские
колыбели, туески, корзины для ягод
орнаментировались несложной резьбой,
шитьем или аппликацией. Часто
орнаментировались хомуты, дуги, седла,
т. е. предметы, связанные с убранством
коня, имевшего большое значение в
повседневной жизни башкира и поэтому
пользовавшегося всегда его заботой и
любовью… По достоинствам коня, по
качеству и отделке оружия судили о самом
батыре. Поэтому декоративному оформлению
боевого и охотничьего оружия (сабля,
щит, лук, стрелы) и снаряжения придавалось
первостепенное значение. Говоря об
орнаментации кожаных изделий и ювелирном
искусстве, заметим, что об этих отраслях
башкирского искусства мы можем судить
лишь по их состоянию на конец XIX — начало
XX в. Ввиду распада былой военной
организации башкирского общества и
периодических запретов царским
правительством, опасавшимся башкирских
восстаний, иметь кузницы, пришли в упадок
кузнечное дело и вместе с ним ювелирное
искусство…

Резьба
по дереву, один из ранних видов
декоративного народного творчества. В
Башкортостане получила развитие в зоне
липовых и березовых лесов. Резьбой
орнаментировались седла, стремена,
чехлы для оружия, посуда, детали ткацкого
станка и др. К нач. 20 в. выделились центры
по изготовлению резной посуды и др.
изделий. В прибельских селениях, на юге
современного Бурзянского р-на, было
налажено производство низких кумысных
кадок с елочным, солярным и зооморфным
орнаментами. По западным склонам Урала
и в Ср. Забелье (дд. Ниж. Ташбукан, Саитбаба,
Уметбаево и др.) выпиливали деревянные
цепи с фигурками куницы, волка или
медведя в кольце, ковши с цепями, вазочки
для меда с кольцевыми и биконическими
подвесками, подсвечники, трости. Местный
стиль проявляется в оформлении резных
ковшей в Зауралье. Производствово резных
седел было распространено на территории
совр. Белорецкого, Бурзянского, Зилаирского
и др. южн. р-нов. Украшение домов резьбой
и росписью связано с развитием строит.
традиций у башкир во 2-й пол. 19-20 вв.
Домовая резьба покрывала карнизы,
наличники и двери домов и мечетей,
калиточные проемы, опорные столбы и
створки ворот; с заделкой фронтонов
стали украшаться причелины, фризы дома;
изредка полосу узора помещали на углах.
Технические приемы резьбы были
разнообразными: пропильная — ажурная и
накладная, старинная глухая долбленая
(ногтевидная, желобчатая, двугранно-,
трехгранно-выемчатая) резьба.
Распространенным приемом башкирских
мастеров резьбы по деревубыло углубление
фона. Характерные орнаментальные мотивы
домовой резьбы — солярные узоры, роговидные
мотивы в форме отд. или сдвоенных
завитков, интеграла, в виде «бегущей
волны» и др. В Юго-Вост. Башкортостане
узоры на плоскости наличников копировали
мотивы вышивки и аппликации на сукне и
войлоке. В пропильной резьбе, особенно
в центр. р-нах, преобладали растит.
композиции, иногда в узор вплетались
изображения птиц и зверей, часто
стилизованные. В Сев. Башкортостане
зооморфные сюжеты сочетались с геом.
фигурами. Со 2-й пол. 20 в. домовая резьба
сочетается с раскраской дерева, с
выделением орнамента, часто детального
и многоцветного.

2.
Посуда
из дерева

Изучая
этот раздел, мы имеем прекрасную
возможность увидеть и проанализировать,
как на территории Башкортостана произошло
смешение различных культур. Во всех
сферах жизни башкирского народа мы
встречаем синтез культуры степных
кочевников с культурой народов лесной
зоны. В посуде это проявляется достаточно
ярко. В этом разделе мы хотим отразить
как кожаную посуду, бытовавшую у кочевых
племен, так и посуду, изготовлявшуюся
из дерева, более распространенную у
народов лесой полосы. И проследить
культурные преемственности, которые
определили самобытность башкирской
культуры.

Деревянная
посуда без сомнения тоже является
национальной посудой башкир. До прихода
на территорию Южного Урала кочевых
башкирских племен тюркского этноса,
коренные жители краю активно использовали
изделия из дерева, которое являлось
основным сырьем. В процессе формирования
башкир как отдельной национальности,
произошел синтез культур племен и
народов, участвовавших в генезисе. При
расселение башкирских племен в лесостепной
зоне отпала острая нехватка древесины,
и деревянные изделия прочно вошли
обиход.

Башкирская
деревянная посуда разделяется на две
группы — цельная долбленая посуда и
посуда со вставными донцами.

Самыми
большими и наиболее грубыми сосудами
являются сара и табак (ашлау). Сара —
короткое и широкое корытце, табак —
огромная деревянная чаша до 50 и более
сантиметров в диаметре с ушком у края,
в котором проделано отверстие для
подвешивания. Сара и различной формы
табак, чаще всего сделанные из древесных
наростов, употребляются для пищи (в них
еда подается или хранится).

Большие
и глубокие чаши с небольшой ручкой —
алдыр — делаются из березового или
лиственничного нароста (уру). Служат
для черпания и разливания по чашкам
кумыса.

Плоские
чашки (тустак, тагась) делаются очень
тщательно и используются для питья
кумыса.

Башкирский
ковш (ижау) имеет довольно плоскую,
продолговатую форму со слегка загнутым
кверху носком. Ручке ковша придается
причудливая форма, она часто украшается
резьбой. Чаще всего вырезается из
березового нароста или корня.

Для
черпания пищи употребляются большие
половники (сумэсь), круглой или слегка
вытянутой формы с длинной ручкой. Ложки
(калак) служат для черпания пищи и очень
мелки.

Для
черпания лапши (салма) используются
особые продырявленные черпаки (салма
алhыс) или плетеные из черемуховых или
калиновых прутьев (сулпы).

При
изготовлении хлебов используется
корытообразный лоток для переноски
муки — сылькаус. Силяк (чиляк) — высокий
сосуд со вставленным в его широкой части
дном, выдолбленный из ствола липы (редко
березы). Бывает от 20-30 см до метра и более
высотой, от 10 до 40 см в диаметре. На
середине ближе к верхнему краю имеются
ушки с продернутой в них веревкой для
переноски. Силяк средних размеров с
крышкой, служащий для хранения и перевозки
меда, называется батман. Силяк употребляется
для приготовления кумыса и айрана, для
хранения зерна, муки и пр. Силяк высокий
(около метра) и очень малого размера
(15-18 см) служит для сбивания масла и
называется hубы.

Для
доения кобылиц выдалбливается деревянный
подойник (куняк) со вставным дном, ушком
сзади и небольшой выемкой-носиком
спереди. Так же, как и силяк, делаются
невысокие ведерки или кадочки (тапан),
в которых держат воду, подают для питья
кумыс.

Сосуды
с крышкой (коряга) емкостью от одного
до двух ведер украшаются резьбой.
Используются для приготовления буза.

Берестяной
кувшин (туз кумган) с деревянными дном
и крышкой, в которой вырезаны два носика,
используется для омовений. Берестяные
сосуды коез и тырыз сшиваются конским
волосом, имеют форму кузовков с пришивным
донышком, используются для сбора ягод,
хранения принадлежностей рукоделия и
пр.

Из
липовой и ивовой коры изготавливаются
различные короба и сумки. Лубковая
ситуха, род короба с квадратным дном и
ушками по бокам, употребляется для зерна
при посеве. Кошель, закрывающийся
крышкой, используется для хранения
провизии. Биштяр — заплечная сума для
переноски припасов.

Из
мочала плетутся шлеи и узды на лошадей,
делают кули и рогожи (кап), а также попоны
на лошадей (синта). Таким же способом,
как и попоны, изготавливаются циновки
из рагоза (кыугы) и из камыша (камыш
сипта). Из ивовых прутьев плетутся
различные корзины. Рог использовался
только для изготовления луков.

Рис.
1 Башкирский ковш (ижау)

3.
Веретенные
изделия

Наиболее
распространенный способ прядения — на
веретене. Кудель льна или шерсти
привязывали к прялке. Бытовали составные
прялки в виде лопатки, реже встречались
прялки в виде гребня. Их украшали росписью
и резьбой. Весь процесс прядения и
ткачества происходил в крестьянской
избеБыл распространен составной ткацкий
стан, который собирали из отдельных
деталей: рамы, навои, набилки с бердом,
подножки, блочки, ниченки, челноки и
т.д. на ручных деревянных станах ткали
холсты, пестрядь, сукно, узорные ткани
в многоремизной, браной, закладной
технике.Ткани шли на пошив одежды,
изготовление скатертей, полотенец,
пологов и т.п.

Традиционным
материалом для изготовления прялки
служила береза. Однако к северным и
восточным границам ареала, особенно в
местах проживания людиков, – рядом с
березовыми прялками могли встретиться
и прялки из хвойных пород древесины.
Определение породы дерева в некоторых
случаях (когда поверхность покрыта
плотным слоем краски) может быть
затруднительным. Всего удалось определить
материал у 91 экземпляра: 82 прялки сделаны
из березы, 9 – из древесины хвойных пород
(в музейной коллекции только 2 прялки
сделаны из хвойной древесины).

Прялки
вырезались ручными резцами и, прежде
всего, топором, следы от которого довольно
часто можно различить и на донце, и на
лопаске010. Но все-таки поверхность многих
прялок тщательно, а иногда профессионально
чисто обработана. Токарной резьбы нет
ни на одной прялке.

Прямое
назначение прялок – удерживать кудель
на удобной для прядильщицы высоте.
Кудель крепилась на уплощенной верхушке
вертикальной стойки (на лопаске). По
продольной оси лопаски просверлены
отверстия для спицы, которая пронзала
кудель. Число отверстий колеблется от
трех до восьми, однако крайние значения
диапазона единичны. Наиболее распространены
варианты с четырьмя, пятью и шестью
отверстиями.

Для
удобства наматывания на веретено
спряденной нити на прялке делали
специальное наклонное коническое
углубление, куда упирали тупой конец
веретена. Углубление размещали в нижней
части ножки, на боковой ее грани над
пятой. Совершенно очевидно, что наличие
или отсутствие углубления для упора
тупого конца веретена свидетельствует
о бытовании разных технологических
приемов используемых при прядении. Там,
где углублений на прялках не делали,
веретено упирали в колено.

Традиционные
приемы украшения прялок – резьба и
роспись, однако встречались и другие
способы сделать прялку нарядной.

Судя
по коллекции музея, плоскостная резьба
– традиционный основной прием украшения
поверхности прялок. Резные орнаменты
на прялках коллекции музея образованы
сочетанием контурной и мелко рельефной
трехгранно-выемчатой резьбы. Резьба
покрывает определенные участки
поверхности – три грани пяты, два пояска
на ножке и различные участки по обе
стороны лопаски. В нескольких случаях
резной декор опускается на верхний
участок ножки. Украшение каждой части
прялки имеет свои особенности.

Орудия
труда так же богато украшались резьбой
(набойные доски, вальки, рубели, швейки,
гребни, веретена, детали ткацкого стана,
прялки). Существовали различные способы
художественной обработки древесины,
но наиболее распространенным была
резьба. Резьбой украшали архитектурные
сооружения, мебель, различные поделки
и предметы быта. Резьбу по дереву
использовали и в других ремеслах. При
отделке тканей способом набойки, то
есть ручным печатанием краской по ткани,
применяли манеры — деревянные доски с
вырезанным узором.

4.
Резьба
по дереву сегодня

Древнейшее
искусство резьбы по дереву, актуальность
которого, очень сильно выросла в последнее
время, все настойчивей и уверенней
входит в нашу жизнь и быт. Никакие
искусственные материалы не заменят
красоту и теплоту натурального дерева.
Структура дерева ласкает и зачаровывает
взгляд. Дерево лечит человека и наполняет
его жизненной энергией. Дерево обладает
бактерицидными свойствами: хлеб, который
хранится в деревянной хлебнице,
сохраняется гораздо лучше, чем в хлебнице
изготовленной из другого материала, а
уж если хлебница сделана из можжевельника,
тут и говорить не приходится, такой хлеб
очень долго не портится. Молоко в
можжевеловой кружке не прокисает
несколько недель, это было хорошо
известно нашим предкам. Мебель,
изготовленная из дуба всегда высоко
ценилась в развитых европейских странах.

В
художественной школе г. Сибая успешно
преподает и творчески работает талантливый
резчик по дереву Янузак Ишбердович
Клысов. Работы мастер выполняет из липы,
дуба, осины. Именно дерево стало тем
материалом, который больше всего отвечает
его желанию продолжить национальные
традиции в декоративно-прикладном
искусстве. В своем творчестве Я.И.Клысов
постоянно обращается к достижениям
мастеров прошлого. Об этом свидетельствуют
удачные попытки создать деревянные
ковши-ижау для разливания кумыса,
многозвенные деревянные цепи. Но не
подражание старым резчикам стало для
него целью в работе с деревом, а создание
на основе их достижений нового искусства
с новыми темами, формами. Творчество
Янузака Клысова равно относится и к
декоративно-прикладному искусству, и
к скульптуре. И если в декоративно-прикладном
искусстве он следует традициям старой
башкирской резьбы, то в чисто скульптурной
пластике абсолютно самостоятелен.
Творчество его базируется исключительно
на собственном опыте работы с деревом.
Сегодня Я.И.Клысов на вершине своих
творческих возможностей, успешно творит,
участвует в выставках и конкурсах,
преподает в ДХШ. Работы его учеников
занимают призовые места на республиканских
конкурсах. В 2004 году он участвовал в
Всероссийском конкурсе народных мастеров
резьбы по дереву в Нижнем Новгороде,
где занял I место в номинации «Унитарное
искусство».

Рустям
Фаткуллин — известный уфимский художник,
свободно владеет всеми видами и приемами
народной резьбы по дереву, однако вот
уже несколько лет испытывает тяготение
к поискам в дереве принципиально иных,
нетрадиционных декоративных решений.
Он стремится к разработке в искусстве
собственной поэтики, своего художественного
пространства. Из-под рук мастера возникают
сквозные ажурные рельефы, связанные с
эпосом, фольклорными мотивами, с музыкой,
танцем. Но это отнюдь не иллюстрации к
произведениям. Они несут в себе вполне
самостоятельный характер, отражая черты
культуры тюркско-исламского мира, чаще
всего воплощаясь в динамичных,
экспрессивных композициях. Образующиеся
в рельефе просветы играют не меньшую
роль, чем сами разные формы. Иногда
просветы заполняются небольшими
зеркальными вставками. Тогда в композиции
возникает выразительная игра
художественного пространства, органично
сочетаясь с приемами и сквозной, и глухой
резьбы. Свойства дерева — и полированного,
и вощенного, и тонированного, мореного
— усиливают эффект изящной, затейливой,
мастерски изготовленной вещи. Но дело
все же не только в самой технике исполнения
— а прежде всего, в художественном
чувствовании автора, в свойствах его
образно-пластического мышления и
органичных для него культурно-художественных
ориентаций, которые связаны больше
всего с культурой евразийского мира.

С
кропотливой резьбой, изысканной
обработкой поверхности вещи и формы в
целом — изделия Р. Фаткуллина в основном
носят станковый характер. Их пластика
и орнаментально-декоративные решения,
особенно стилизация растений и
фигуративных изображений, почти
отстранены от реальной действительности,
доведены до высокой степени условности,
почти до знака, символа, нередко своей
стилистикой напоминают арабскую вязь.
Все это решено в собственной интерпретации
и абсолютно светском выражении.

Заключение

Редкий
дар резьбы становился занятием всей
жизни некоторых мужчин. Резные ковши,
чаши и кадки для кумыса, изготовленные
их золотыми руками, пользовались широким
спросом на местных базарах и ярмарках.
Опытные резчики бережно хранили и
передавали тайны и секреты прикладного
творчества от поколения к поколению.
Молодые мастера обогащали и усовершенствовали
его. Декоративно-прикладное искусство
башкир претерпело в своей истории
периоды взлёта и упадка. Но все же и до
сегодняшнего дня оно донесло замечательные
образцы произведений культуры, созданные
руками народных мастеров из башкир.

Список
литературы

  1. Шитова
    С.Н. Резьба и роспись по дереву у башкир.
    Уфа: Китап, 2001. С.11-13.

  2. Р.
    Г. Кузеев, Н. В. Бикбулатов, С. Н. Шитова.
    «Декоративное творчество башкирского
    народа». Уфа, 1979 г.),

  3. Калимуллин
    Б.Г. Башкирское народное зодчество.
    Уфа, 1978

  4. С.
    А. Авижанская, Н. В. Бикбулатов, Р. Г.
    Кузеев. Декоративно-прикладное искусство
    башкир. Уфа, 1964

  5. С.
    И. Руденко “Башкиры. Опыт этнологической
    монографии”, Ленинград – 1925

Роспись и Резьба по дереву — Студопедия

Россия самая лесная страна в мире (45% территории покрыто лесом, в основном хвойным (тайга)). Неудивительно, что во многих районах нашей страны развито декоративно-прикладное искусство художественной обработки древесины. Этот промысел также существует в западных районах Украины, в Белоруссии, Литве, Казахстане, Киргизии.

Географические центры резьбы по дереву. Россия:

· Село Богородское (Московская обл., Сергиево-Посадский район).
Скульптурная резьба.
Специализация: деревянная игрушка. Промысел возник в конце 16 века.
Используется древесина липы, ольхи и осины.
Тематика: сельские жители и разные животные, особенно медведь.
Самая популярная игрушка — «Кузнецы», изображающая мужика и медведя,
поочередно бьющих по наковальне. Эта игрушка стала символом промысла.
Кадры мастеров готовятся в художественном училище в пос. Хотьково.

И.К.Стулов «Трудолюбивый медвель»

· Села: Абрамцево, Кудрино, Ахтырка и пос. Хотьково.(Сергиево-Посадский район).
Плоскорельефная резьба. Возникла в конце 19 века. Тематика: растения и птицы. Основное изделие: шкатулка.

· Город Киров— основной центр. Промысел возник в начале 19 века.Также в городе Уфн(Башкирия)
Специализация: художественные изделия из капа и капокорня, (наросты на стволах и
корнях березы, ореха и ильма.

Основные изделия: шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов.

· Великий Устюг (Вологодская обл.), Семенов (Нижегородская обл.),
Архангельская, Томская области и Якутия: изделия из бересты.
Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения меда и сметаны. Бересту заготавливают на рубеже весны и лета.

· Село Хохлома (Нижегородская обл.). Роспись «Золотом» на цветном фоне
деревянной посуды. Промысел возник в конце 17 века. Материал: древесина липы или березы.
Основные цвета: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый. Сюжетный рисунок: растения, птицы, рыбы. Дополнительный материал: глина, льняное масло, алюминиевый порошок, олифа.

· Город Городец (Нижегородская обл.). Роспись масляными красками по чистой поверхности дерева или цветному фону.
Изделия: детская мебель, кухонные приборы, декоративные тарелки, настенные панно.
Часто применяется мореный дуб.
Основные цвета: черный, синий, темно-красный, коричневый. Особенность:
штриховка белой краской.

Сюжеты: декоративный орнамент, конь, птица, фигура человека.

· Села Полхов-Майдан и Крутец(Нижегородская обл.): расписные игрушки из древесины (матрешки, птички-свистульки, коробки, шары, похожие на яблоко).
Сюжеты: растения, пейзаж. Особенность: черный контур рисунка, выполненного анилиновыми красками.

· Сергиев Посад. Роспись по дереву с выжиганием. Возникла в конце 19 века, начале 20 века.
Изделия: шкатулки и коробки с изображением Троице-Сергиевой лавры и городов «Золотого кольца» России.

· Киров, Сергиев-Посад, г. Семенов, село Полхов-Майдан: матрешка.
Различия: Сергиево-Посадская классическая матрешка расписана гуашевыми красками и довольно спокойна по расцветке. Матрешки г. Семенова очень ярко раскрашены. Кировская матрешка украшена узором из соломки. Матрешки из Полхов-Майдана отличаются несколько вытянутыми пропорциями.

Резьба по дереву

Любовь к резьбе по дереву была свойственна русскому человеку с языческих времен. Православие, как известно, запрещало скульптуру, полагая ее проявлением язычества, идолопоклонства. Но известная тяга к пластическому творчеству, к резьбе по дереву не угасала. Широко известна, например, домовая резьба, в которой декоративное дарование плотника, резчика проявлялось в традиционном убранстве северной русской избы. Предметный мир, окружавший северянина в прошлом, в большинстве выполнялся из дерева, и трудно назвать изделие (будь то деревянная посуда, прялки, мебель, сани и телеги, дуга и многое другое), которое бы не украшалось резьбой. В этой сфере народного искусства Севера за века истории были созданы подлинные шедевры художественного синтеза, когда гармоничное разрешение получали функциональная, конструктивная и художественная стороны изделий.

На вологодской земле было немало центров производства деревянной посуды – на Сухоне и Кокшеньге, в районах Кубены и Кириллова, Тотьмы и Великого Устюга. В каждом из них сложились свои варианты форм предметов, излюбленные приемы украшения.

Если посуда требовала объемной пластики, то на предметах, форма которых обладала большими гладкими плоскостями, применяли способы плоской выемчатой резьбы. В виде скромных порезок или развитых орнаментальных композиций она украшала поверхности вальков для стирки белья, рубелей-катков для глажения холста, трепал для очистки льна, пряничных досок и прялок.

Большой интерес для изучения плоскорельефной избы представляют набивные и пряничные доски, широко распространенные на Севере. Пряничные доски  служили формой для «пряников печатных». Мастер вырезал в толще доски узор, который высоким рельефом отпечатывался в тесте пряника. На квадратных и прямоугольных, огромных размеров и миниатюрных пряничных формах помещались львы с кудрявыми гривами и оскаленной пастью, зорко глядящие человечьими глазами; длиннохвостые птицы, цветы-розетки, ягоды и плоды, простейшие геометрические мотивы в виде рядов ромбов и чешуек. Иногда мелкие изображения объединялись на одной доске, разделенной на квадратики. После выпечки пряник разрезали на дольки и дарили гостям к концу торжества. Такие пряники назывались «разгонными». Высокое мастерство в создании пряничных досок проявлялось не только в передаче орнаментального сюжета, но и приемах его исполнения.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Класснуть

РЕЗЬБА И РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ

РЕЗЬБА И РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, вид декоративно-прикладного искусства, распространенный у всех народов края. С древнейших времен до сегодняшнею дня дерево использовалось для изготовления предметов хозяйственного обихода, орудий труда и др. У башкир отделывались бытовые предметы: деревянная утварь, подсвечники, шкатулки, посохи, футляры для курая, подставки для сундуков, шкафчики, иногда орудия прядения и ткачества. Часто покрывались орнаментом седла, дуги, хомуты. Внимание уделялось украшению посуды для хранения и подачи гостям традиционного напитка башкир – кумыса. Употреблялись в быту башкир и берестяные изделия (короба, корзины, посуда для меда и масла, туески, детские колыбели). Рельефной резьбой украшали долбленые кадушки для кумыса (тэпэн, керэгэ) и резные ковши для разливания кумыса. Подставки для сундуков и постельных принадлежностей, полки и шкафчики нередко расписывались красочными узорами. Лит.: Авижанская С. О народе и его искусстве // Народное искусство башкир. — М., 1968. Резные ковши для разлива кумыса Деревянные кадки для кумыса, уКУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочниккрашенные орнаментом. Кузеев Р. Г.,Бикбулатов Н.В.,Шитова С.Н., Декоративное творчество башкирского народа.- Уфа,1979. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. — Уфа,2002. Шитова С.Н. Резьба и роспись по дереву у башкир. — Уфа,2001.

 

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

https://posredi.ru/knb_r_rezba_rospis_derevo.htmlКУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКультура народов БашкортостанаРЕЗЬБА И РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, вид декоративно-прикладного искусства, распространенный у всех народов края. С древнейших времен до сегодняшнею дня дерево использовалось для изготовления предметов хозяйственного обихода, орудий труда и др. У башкир отделывались бытовые предметы: деревянная утварь, подсвечники, шкатулки, посохи, футляры для курая, подставки для сундуков, шкафчики, иногда орудия…КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник[email protected]Посреди России

Подготовка резьбы к краске

Выберите правильную технику для идеальной отделки

Вики Роудс
Резьба по Деннису Торнтону


Эта статья была впервые опубликована в номере 45 журнала Woodcarving Illustrated.


Многие резчики расписывают свои работы акриловыми красками. Акриловые краски смываются водой во влажном состоянии, быстро сохнут и становятся водонепроницаемыми после полного высыхания. Для достижения наилучших результатов и обеспечения долговечности окрашенного покрытия заклейте резьбу перед покраской.

Подготовка к установке герметика

Перед нанесением герметика поверхность резьбы должна быть гладкой и чистой. Если вы шлифуете свою работу, обязательно используйте наждачную бумагу с зернистостью не менее 220. Удалите всю шлифовальную пыль мягкой щеткой или короткими струями сжатого воздуха. Консервированный воздух помогает удалять пыль в труднодоступных местах. Не используйте липкую ткань. Ткань с липкой лентой может оставлять следы, которые мешают разложению герметиков, красок и пятен.

Уплотнение перед смывкой краской

Легкий герметик, такой как прозрачная глазурь Jo Sonja, помогает предотвратить появление пятен при тонких смывах краски или пятен.Глазурь слегка герметизирует древесину и позволяет дереву впитывать морилку или равномерно стирать. Нанесите прозрачную глазурь на кусок древесины и дайте ему высохнуть. Нанесите тонкий слой акриловой краски. Если поверхность не впитывает разбавленный цвет, значит, глазурь слишком запечатывает поверхность, делая ее гладкой. Смешайте одну часть глазури с одной частью текучей среды Jo Sonja, нанесите ее на скрап и проверьте запечатанный участок разбавленной краской. Более мягкая древесина легко впитывает герметик и требует более толстого герметика, в то время как более твердые породы древесины требуют большего разбавления герметика.

Решите, какую герметизирующую смесь вы предпочитаете, и нанесите ее на резьбу. Дайте смеси высохнуть и проведите пальцами по запечатанной поверхности. Если герметик поднимает зернистость, отшлифуйте все неровности наждачной бумагой с зернистостью 220. Нанесите краски или пятно.

Смывка краски поверх герметика
Смывка краски по незапечатанной древесине

Непрозрачная краска поверх базового покрытия с герметиком
Непрозрачная краска по незапечатанной древесине

Герметизация перед укрывистыми красками

Если вы планируете использовать непрозрачную краску для завершения резьбы, используйте нож для поддонов, чтобы тщательно перемешать одну часть универсального герметика Jo Sonja с двумя частями художника или цвета фона.Вы можете использовать один цвет, чтобы нанести базовый слой на всю резьбу, или смешать герметик с разными цветами для первого слоя в каждой области.

Этот метод подготавливает древесину за один этап и позволяет легко нанести окончательные цвета. Нанесение базового слоя, смешанного с герметиком, также полезно, если вы планируете использовать технику сухой кисти для резьбы.

Независимо от того, наносите ли вы одноцветное базовое покрытие или смешиваете герметик с разными цветами для разных областей, наносите смесь краски и герметика с помощью кисти.Убедитесь, что это начальное покрытие гладкое. Чтобы облегчить получение гладкого покрытия, вы можете немного разбавить смесь водой и нанести два тонких слоя. Если не позволять базовому слою высыхать между нанесениями, краска может потускнеть.


Обсудите этот материал на форуме Woodcarving Illustrated.

Подробнее о финише для новичков!

Как покрасить и закончить резьбу по дереву

Дом — Руководства по резьбе по дереву

Наконец-то вы подошли к последнему этапу резьбы по дереву.Готовое изделие у вас в руках, пора научиться красить и отделывать резьбу по дереву. Вы прошли через все остальные шаги, поэтому мы сосредоточимся на покраске резьбы по дереву и отделке так, как вы себе представляете.

Простые шаги по покраске и отделке резьбы по дереву

Наконец-то вы подошли к последнему этапу резьбы по дереву. Готовое изделие у вас в руках, пора научиться красить и отделывать резьбу по дереву. Вы прошли через все остальные шаги, поэтому мы сосредоточимся на покраске резьбы по дереву и отделке так, как вы себе представляете.

Как подготовить древесину к покраске

Дерево — пористый и впитывающий материал. Липа, тип дерева, обычно используемый для резьбы персонажей, обладает высокой впитывающей способностью, поэтому для росписи резьбы по дереву необходима предварительная обработка.

Некоторые варианты предварительной обработки древесины:

  1. Плоская резьба — — это метод резьбы, который сглаживает поверхность резьбы. герметик — запечатывает поры вашей древесины
  2. Спрей-герметик — предназначен для закрытия любых трещин или пор в резьбе
  3. Полировка — средство полировки

Простые шаги по покраске резьбы по дереву

Теперь, когда мы знаем первую часть того, как покрасить и отделать резьбу по дереву, мы можем перейти к покраске:

ПРИМЕЧАНИЕ. Предварительная обработка дерева позволит вам использовать любой тип краски.Можно использовать акриловую, водную или масляную краску.

Шаг 1 — Нанесите слой разбавленного льняного масла и уайт-спирита. Вы можете оставить это на дереве в течение нескольких минут. Вытрав излишки, можно сушить на ночь.

Шаг 2 — Разбавьте акриловую краску. Вы можете использовать другие разбавители, например, средство для мытья стекол, чтобы цвет равномерно растекался, не влияя на текстуру древесины.

Шаг 3 — Начать покраску! Не бойтесь использовать смелые и красивые цвета.

Шаг 4 — Высушите резьбу. Будет лучше, если вы дадите цвету осесть, пока он полностью не высохнет.

Обработка резьбы по дереву

Варианты отделки резьбы по дереву:

1. Обработка инструмента

Вы можете использовать очень острый инструмент для обработки поверхности и создания очень чистых разрезов. Эти острые как бритва инструменты придадут блеск некоторым видам твердой древесины.

2. Шлифование с помощью электроинструмента

Шлифование руками может быть очень утомительным занятием.Электроинструменты для шлифования идеально подходят для очистки более деликатных участков и углов резьбы.

3. Акриловый герметик, наносимый кистью

Эти герметики защищают резьбу и делают цвет более ярким.

4. Восковая отделка

Этот классический метод отделки древесины защищает от пятен и улучшает качество древесины.

5. Датское масло

Нанесение этого типа масла приводит к сатинированию вашей древесины. Это также делает вашу древесину стойкой к воздействию жидкости.

Заключение

Мы закрепляем наш успех в резьбе по дереву, зная, как хорошо красить и отделывать резьбу по дереву. Пришло время дать волю своему воображению, превратив резьбу по дереву в свой особенный шедевр.

Ваш дом для деревообработки — Покраска резьбы по дереву

Многие резные фигурки необходимо красить, прежде чем они будут закончены. После того, как вы потратили время и усилия, чтобы получить правильную кривую, нужно сделать только то, чтобы закончить ее правильно. Правильно выполненная отделка и покраска улучшат проделанную вами работу по резьбе.

Урок рисования

Не позволяйте цветам запугивать вас до такой степени, что вы не рисуете только потому, что цвет неправильный. Я боролся и все еще борюсь. Делайте заметки, которые помогут вам вернуться к желаемому цвету. В этом выпуске краски будут акриловыми. Я использую разные марки акрила в зависимости от использования готового объекта. Основные причины, по которым я меняюсь, — это когда речь идет о воде. Золотые краски зарекомендовали себя, когда я делаю манки, которые ходят в воде. Еще мне нравится Джо Соня за огромное разнообразие доступных цветов и ровность краски.Я постараюсь заняться тем, что мне показалось трудным.

Сухая чистка акриловыми красками масляных пятен Резьба по дереву и выжигание по дереву

Вариант Келли начинается с базового слоя финишного масла Danish Oil, затем для окраски наносятся разбавленные акриловые краски с финишным слоем прозрачного акрилового спрея-герметика. Поскольку это был стиль рисования, которого я не делал, акриловые краски поверх масляных пятен, я хотел попробовать. Конечно, не имея возможности держать пальцы подальше от техники, я внес несколько незначительных изменений в исходное предложение, опубликованное Келли Винн.

Рисование персонажей и карикатуры

Меня много раз спрашивали о секретах рисования, которые я использую в своих многочисленных персонажах и карикатурах. Методы, которые я разработал за эти годы, действительно довольно просты. Если вы будете следовать этим простым указаниям, вы будете каждый раз создавать превосходную резьбу.

Покраска резьбы по дереву масляными красками

Покраска резьбы по дереву, если вы решите ее вообще раскрасить, часто является заключительным этапом «сделать или сломать».Плохая покраска может испортить отличную резьбу по дереву, точно так же, как отличная покраска может улучшить посредственную резьбу по дереву. Ниже я познакомлю вас с моей техникой росписи резьбы по дереву масляными красками.

Как очистить резьбу по дереву перед покраской

Резьба по дереву требует подготовительных работ, прежде чем ее можно будет покрасить должным образом. Это связано с тем, что древесина имеет тенденцию впитывать любую нанесенную на нее краску, создавая пятна, пузыри и непривлекательные полосы. Даже самая красивая резьба может быть полностью испорчена из-за плохой покраски, поэтому вам придется сначала правильно подготовить ее, что включает в себя использование наждачной бумаги для ее очистки и использование определенных химикатов для герметизации древесины, чтобы она не впитывала краску. .

Как подготовить резьбу по дереву к покраске и окрашиванию

Большинство вопросов, которые я получаю регулярно, касаются отделки резьбы и используемых морилок / красок. Многие из нас борются с этой деталью, и все мы знаем, что плохое пятно или краска могут испортить лучшую резьбу. По моему опыту, это действительно не «плохое пятно или краска», но в большинстве случаев повреждение вызвано отсутствием или недостаточной подготовкой древесины перед покраской / окрашиванием. Большинство из вас, вероятно, знает об этом красивом зеленом цвете (на бумаге), который будет так хорошо смотреться на вашей резьбе и который превратит вашу чудесную маленькую скульптуру в зеленую пластиковую игрушку, и что бы вы ни делали, в лучшем случае вы можете только ее изменить. в коричневого пластикового монстра.

Акварель «Старый Свет» для липы

Дайте резьбе высохнуть и храните оставшийся клей в стеклянном или пластиковом контейнере, а не в металлическом. В холодильнике он хранится до 2 недель. Я замораживаю остатки и использую их много раз, пока не исчезнут.

шагов к успеху в росписи резьбы по дереву из липы и ореха от Лоры С. Айриш

Любой сеанс рисования сочетает в себе несколько факторов, которые приводят к успеху. Лора С. Айриш из Art Designs Studio проведет вас через простые пошаговые приемы, чтобы обезопасить каждую из ваших резьб по дереву, выжигания по дереву, и ремесленные проекты получают самую лучшую возможную окраску и раскраску в этом бесплатном проекте резьбы.

Как подготовить древесину.

Древесина, которую мы красим, обычно очень пористая; они быстро впитывают воду, масла и краски. Липа, наиболее распространенная древесина для вырезания персонажей и рыбных приманок, чрезвычайно впитывает и требует предварительной обработки перед любыми этапами покраски, чтобы создать максимально гладкую краску. Каждый проект здесь будет рассматривать конкретный процесс предварительной обработки.

Предварительная обработка древесины.

1. Плоская резьба или мелко выбритая резьба.
2. Шлифование наждачной бумагой зернистостью 220-32.
3. Два тонких слоя шлифовального герметика.
4. Два тонких слоя 1/2 льняного масла, смешанного с 1/2 скипидара.
5. Два тонких слоя аэрозольного герметика или полиуретана, наносимого кистью.
6. Ручная полировка мягкой тканью.
7. Полировка.

Как готовить краску.

Все краски представляют собой цветной пигмент, смешанный с плавающей средой. Поплавок может быть на воде, на акриловой основе или на масляной основе. Если вы используете цветные карандаши, в качестве основы или поплавка используется прозрачный воск для карандашей художественного качества или белая глина для ученических качеств.По мере того, как мы работаем с окрашиванием, каждый тип краски будет смешиваться на плитке с соответствующей теркой.

Как совместить этапы герметизации с этапами покраски.

Любая предварительная обработка древесины может использоваться с любым типом краски. Это означает, что вы можете использовать акриловые краски для рукоделия поверх льняного масла, масляные краски поверх акрилового покрытия под старину и даже масляные краски поверх запечатанной спреем основы цветного карандаша.

Какую финишную отделку вы используете.

И вашему дереву, и краске потребуется последний герметик или финишный слой, чтобы защитить его от окружающей среды и от ультрафиолетовых лучей.Мы рассмотрим несколько вариантов, которые вы можете использовать.

Окончательная отделка.

1. Полиуретановый герметик наносится распылением или кистью.
2. Масло льняное со скипидаром.
3. Тунговое масло или датское масло.
4. Акриловый герметик, наносимый кистью.
5. Ручная полировка мягкой тканью.
6. Протереть и отполировать восковое покрытие — я использую TreWax Clear Paste Wax

Как дерево будет стареть.

Древесина со временем образует патину, и это неизбежно, и на любую картину, которую вы нанесете на древесину, это старение повлияет.Классический пример — сундук из белой сосны. Ее называют белой сосной, потому что в свежем виде древесина имеет очень белый цвет. Через несколько лет этот сундук станет светло-золотисто-желтым, добавьте еще несколько лет, и он станет золотисто-оранжевым. Через десятилетие эта грудь может выглядеть темно-кленовой.

На любую краску, которую вы наносите на эту древесину, влияют химические изменения, вызывающие патинирование древесины. Итак, время затемняет все, что стоит за картиной.

Свет блекнет любой цвет, который мы используем.Ультрафиолетовые лучи разрушают одни цвета быстрее, чем другие, некоторые производители красок предоставляют УФ-списки для своих цветных линий. Каждый раз, очищая окрашенную резьбу, вы удаляете совсем немного краски. Со временем наша картина становится все тоньше и бледнее.

В конце концов вы получите старинную резьбу, которая от времени стала черной с легким намеком на краску на поверхности — прекрасный эффект, который приходит только со временем.

Итак, что бы вы ни делали сегодня, через десять лет все будет не так, как кажется.Не бойтесь быть немного смелее, немного смелее в выборе цвета, поскольку это могут быть те самые цвета, которые переживают процесс старения.

Основы для рисования: больше бесплатных проектов пирографии и резьбы по дереву от Лоры С. Айриш

Пакет с узорами бабочки для лепки из свитка от Лоры С. Айриш. Двадцать шаблонов вырезок из спиральной пилы для бабочек, стрекоз и шмелей ждут, когда вы создадите свои собственные куранты для патио. Каждый узор предлагается в виде штрихового рисунка со светло-серой заливкой для вырезанных областей дизайна.Эксклюзивные выкройки доступны только на ArtDesignsStudio.com.

Резьба по дереву, живопись, выжигание

Отображение результатов 1–24 из 76

  • Образцы резьбы с оленями и справочные материалы для реалистичной резьбы по дереву

    $ 12,99
    В корзину

  • CD — Пит Леклер, резьба по бродягу

    $ 21.95
    В корзину

  • CD — Пит Леклер, резьба по углу

    $ 21.95
    Узнать больше

  • CD — Пит Леклер «Как вырезать карикатурную палочку для учебы»

    21 доллар.95
    Узнать больше

  • Набор

    — Палка для изучения резьбы по дереву Пита Леклера и компакт-диск

    $ 39.95
    В корзину

  • CD — Pete LeClair Carving Albert

    $ 21.95
    В корзину

  • DVD-Рисование радужной форели с Биллом Личем

    $ 21.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, Черная утка, резьба и роспись

    $ 39.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, Canvasback Drake и Hen World Shootin ’Rig 2015, пара

    39 долларов США.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, Перья, техника резьбы, текстурирования и прожига

    $ 39.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, Гэдуолл Дрейк

    $ 39.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, Золотой дракон

    $ 39.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, «Рисование радужных красок акриловыми красками»

    $ 39.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, длиннохвостый утиный селезень, вырезание и раскрашивание смузи-приманки

    39 долларов США.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, CD — Пэт Годин, длиннохвостая утиная курица, вырезание и роспись смузи-приманки

    $ 39.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, Курица кряквы

    $ 39.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, дракон-крохаль в капюшоне, резьба, детализация и роспись

    $ 39.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, красногрудый крокодил Дрейк и курица

    39 долларов США.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, Шилохвостый дракон, вырезающий и раскрашивающий смузи-приманку

    $ 39.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, Рыжая курица, вырезающая и раскрашивающая смузи-приманку

    $ 39.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, Зеленокрылая бирюзовая курица

    $ 39.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, Wigeon American Drake, вырезание и раскрашивание смузи-приманки

    39 долларов США.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, американская курица-Wigeon, вырезание и раскрашивание смузи-приманки

    $ 39.95
    В корзину

  • CD — Пэт Годин, Preening Wigeon Drake, резьба и роспись

    $ 39.95
    В корзину

Отображение результатов 1–24 из 76

Резьба и роспись Очаровательные животные из дерева

Резьба и роспись Очаровательные животные из дерева | Издательство Fox Chapel Publishing

Магазин не будет работать корректно, если куки отключены.

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript.

Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.

Техники, узоры и руководства по цвету для 12 проектов

Автор — Дезире Хайны

16 долларов.99

Доставка в течение 1-2 рабочих дней

Книга с расширенными выкройками, содержащая 12 проектов резьбы по дереву для различных сидящих на полках животных. От панд и лисиц до енотов и выдр — каждый дизайн включает шаблон рисунка, руководство по волосяным трактам и цветовую таблицу для руководства по рисованию. Следуйте пошаговым инструкциям, чтобы завершить проект очаровательного волка, а затем соберите оставшихся животных самостоятельно! Эта книга с полезными советами и примечаниями, отражающими реалистичную, но игривую сущность каждого животного, станет идеальной книгой для резчиков по дереву, которые ищут проблемы, чтобы отточить свои навыки.

Очаровательная, сколь бы продвинутая, эта книга выкроек содержит 12 проектов резьбы по дереву для различных сидящих на полках животных.Каждый дизайн, от панд и лисиц до енотов, выдр и т. Д., Включает в себя шаблон рисунка, руководство по волосяным покровам и цветовую таблицу для руководства по рисованию. Следуйте пошаговым инструкциям, чтобы завершить проект очаровательного волка, а затем соберите оставшихся животных самостоятельно! Эта книга с полезными советами и примечаниями, отражающими реалистичную, но игривую сущность каждого животного, станет идеальной книгой для резчиков по дереву, которые ищут проблемы, чтобы отточить свои навыки. Автор Дезире Хайни — отмеченная наградами резчик по дереву, инструктор и автор работ по резьбе по дереву.Она также является одним из основателей организации Caricature Carvers of America.

Дополнительная информация
Масса 1,525000
серии Нет
Страниц 152
Размер 8 дюймов x 10 дюймов x.39 «
Автор Дезире Хайни

Дезире Хайни за 30 лет работы в искусстве резьбы по дереву работала как писатель, преподаватель, уполномоченный художник и судья соревнований.Дезире завоевала удивительное количество национальных и международных наград за свою резьбу, в том числе 25 наград за лучшее шоу, более 150 наград за первое место, 18 наград народного выбора и награду «Резчик по дереву года». Она является автором шести книг по резьбе по дереву, соавтором семи других и редактором периодических изданий по деревообработке в Соединенных Штатах и ​​Европе.

Adorable ‘- это еще не сказать! Дезире проводит читателя по очаровательному ассортименту резных фигурок животных, одновременно обучая бесценным техникам, таким как текстурирование, выжигание и рисование, которые практически каждый резчик по дереву может использовать для улучшения своей работы. Стив Френч младший, отмеченный наградами резчик по трюкам, плотник и писатель для HomeFixated.com

PAINTS-Wood Carvers Supply, Inc

ГОРЕНИЙ ЗОНТ
Номер позиции: 489007
$ 4.35
КАДМИЙ ЖЕЛТЫЙ СВЕТЛЫЙ
Номер позиции: 489009
$ 9,05
ОБОЛОЧКИ ЖЕЛТЫЕ
Номер позиции: 489010
$ 9.05
ДИОКСАЗИН ФИОЛЕТОВЫЙ
Номер позиции: 489014
$ 9,05
НАПТОЛ КРИМСОН
Номер товара: 489022
$ 4.35
PTHALO GREEN
Номер товара: 489033
$ 4,35
КОПЧЁНЫЙ ЖЕМЧУГ
Номер позиции: 489039
35
TEAL GREEN
Номер позиции: 489041
$ 4,35
ПОСТОЯННЫЙ ALIZARINE
Номер позиции: 489602
$ 6.95
КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ
Номер позиции: 489604
$ 6,95
КОРИЧНЕВЫЙ MADDER
Номер позиции: 489606
$ 6.95

67

ФИОЛЕТОВЫЙ МАДДЕР
Номер позиции: 489610
$ 6,95
ИРИДЕСЦЕНТНОЕ ЗОЛОТО 3153
Номер позиции: 489620
$ 6.95

9043

ИРИДЕСЦЕНТНЫЙ БИРЮЗОВЫЙ 3154
Номер позиции: 489621
$ 6,95
ИРИДЕСЦЕНТНЫЙ НАБОР ИЗ 6 =
Номер позиции: 489625
$ 36.99
JO SONJA ЛУЧШЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВСЕ 30
Товар #: 489160
$ 149,50
НАБОР АКРИЛОВЫХ КРАСКИ JO SONJA (10 ЦВЕТОВ)
Артикул: 489150
$ 39.99

904

КОРИЧНЕВАЯ КРАСКА ЗЕМЛЯ 2,5 УНЦИИ
Номер позиции: 489104
$ 4,35
БУРГАНДИЯ
Номер товара: 489105
$ 4.35
УГЛЕРОДНЫЙ ЧЕРНЫЙ
Номер позиции: 489107
$ 4,35
NAPTHL RED LIGHT
Номер позиции: 489118
$ 4.35
PYRO RED
Номер позиции: 489840
$ 9,05
PYRO ORANGE
Номер позиции: 489700
$ 9.05
НОРВЕЖСКАЯ ОРАНЖЕВАЯ АКРИЛОВАЯ КРАСКА
Артикул: 489120
$ 4,35
СОСНА ЗЕЛЕНАЯ
Номер позиции: 489122
$ 4.35
ПТАЛО-СИНИЙ
Номер позиции: 489126
$ 4,35
9047

ТЕПЛЫЙ БЕЛЫЙ
Номер позиции: 489138
$ 4.35
ЖЕЛТЫЙ СВЕТ
Номер позиции: 489139
$ 4,35
ЖЕЛТЫЙ ОКСИД
Номер позиции: 489140
$ 4.35
BURNT SIENNA
Номер позиции: 489106
$ 4,35
RAW UMBER
Номер позиции: 489128
$ 4.35
RAW SIENNA
Номер товара: 489127
$ 4,35
КОБАЛЬТ СИНИЙ ОТТЕНОК
Номер позиции: 489605
$ 4.50
PAYNES GREY
Номер товара: 489607
$ 4,50
ТИТАН БЕЛЫЙ
Номер товара: 489109
$ 4.35

9049

СЕРЕБРЯНЫЙ
Номер позиции: 489611
$ 6,95
БЕЛЫЙ ЗОЛОТО
Номер позиции: 489612
$ 6.95
RICH GOLD
Номер товара: 489613
$ 6,95
ИРИДЕСЦЕНТНЫЙ СИНИЙ 056
Номер позиции: 489614
$ 6.95
ИРИДЕСЦЕНТНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ 057
Номер товара: 489615
$ 6,95
ИРИДЕСЦЕНТНЫЙ КРАСНЫЙ 3150
Номер позиции: 489617
$ 6.95
ИРИДЕСЦЕНТНЫЙ ФИОЛЕТ 3155
Номер позиции: 489618
$ 6,95
BRILLIANT GREEN 519 (AIRBRUSH)
Номер товара: 489519
$ 4.25
BURNT SIENNA 494 (AIRBRUSH)
Артикул: 489494
$ 4,25
CANARY 513 (AIRBRUSH)
Номер товара: 489513
$ 4.25

904

КАШТАН 500 (AIRBRUSH)
Номер товара: 489500
$ 4,25
DRIFTWOOD 498 (AIRBRUSH)
Номер товара: 489498
$ 4.25

904

EBONY 499 (AIRBRUSH)
Номер товара: 489499
$ 4,25
GOLDEN GLOW 518 (AIRBRUSH)
Номер товара: 489518
$ 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *